Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 ноября 2004 г. N Ф03-А04/04-2/2588
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Амурского областного ФОМС - Старцев В.И., главный специалист-юрист по доверенности N 01-1154 от 23.07.2004, от ответчика: Администрации Сковородинского района Амурской области - Святкина Л.В. - заместитель начальника финансового отдела по доверенности б/н от 25.10.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Амурского областного Фонда обязательного медицинского страхования на решение от 09.06.2004 по делу N А04-1023/04-9/36 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Амурского областного Фонда обязательного медицинского страхования к Администрации Сковородинского района Амурской области, 3-е лицо: Финансовый отдел Администрации Сковородинского района, о взыскании 41612154,57 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2004 года.
Амурский областной Фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Администрации Сковородинского района Амурской области (далее - Администрация) о взыскании 41612154,57 руб., составляющих сумму задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пени за период с 01.01.1995 по 01.01.2004.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Финансовый отдел Администрации Сковородинского района.
Решением суда от 09.06.2004 требования заявителя удовлетворены частично в общей сумме 1609818,58 руб., в остальной части отказано со ссылкой на статью 87 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности организации, непосредственно предшествующие году проведения проверки.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании сумм задолженности по страховым взносам и пени за период с 1995 по 2000 годы, Фонд заявил кассационную жалобу, в которой просит отменить судебный акт в оспариваемой части и удовлетворить его требования в полном объеме. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что к возникшим правоотношениям не подлежат применению нормы налогового законодательства, поскольку на Фонд обязательного медицинского страхования не возложены обязанности по осуществлению налогового контроля за поступлением страховых взносов, в связи с чем не подлежит применению статья 87 НК РФ. Возражая против выводов суда, Фонд ссылается также на Постановление Правительства РФ от 23.08.2001 N 624 "О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 01.01.2001" (в редакции от 02.04.2002 N 205; далее - Постановление Правительства РФ N 624 о проведении реструктуризации), которым Фондам предоставлялось право проведения проверок за период времени до 01.01.2001, в течение которого подлежали уплате страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Представитель Фонда в судебном заседании кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, пояснив, что соглашение о реструктуризации задолженности между Фондом и Администрацией во исполнение упомянутого выше Постановления не заключалось.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании представитель Администрации против доводов жалобы возражала, считая принятый судебный акт соответствующим нормам действующего законодательства.
Финансовый отдел Администрации Сковородинского района извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако его представители в суде кассационной инстанции не присутствовали.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Как видно из материалов дела, по результатам проверок Администрации по вопросу правильности и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Фондом установлено, что у Администрации по состоянию на 01.01.2004 образовалась задолженность по страховым взносам в сумме 14849000,01 руб. и пени в сумме 26763154,56 руб. за период с января 1995 года по 2003 год.
Неуплата названных выше сумм послужила основанием для обращения Фонда за их взысканием в судебном порядке.
Арбитражный суд, удовлетворяя частично требования Фонда о взыскании с Администрации недоимки по страховым платежам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, и пени за период с 2001 по 2003 годы, правомерно исходил из того, что правоотношения по внесению указанных выше платежей, в том числе в части применения срока давности на взыскание этих платежей, регулируются нормами Налогового кодекса РФ.
Суд правильно указал на то, что в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательный акты Российской Федерации о налогах" (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ) страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные Фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный Фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение). При этом задолженность по уплате страховых взносов по данной категории уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Кодекса.
Постановлением Правительства РФ от 23.08.2001 N 624 о проведении реструктуризации, принятым во исполнение указанного выше Федерального закона и пунктов 7 и 11 Положения, определено, что органы местного самоуправления, осуществляющие соответствующие платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассматриваются законодательством в качестве плательщиков.
В силу пункта 8 Положения, на плательщиков названных выше страховых платежей распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Учитывая изложенное, суд, разрешая спор, правомерно исходил из того, что в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса РФ на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
Названным выше Положением и иными специальными актами не установлен период, за который может производиться проверка уплаты страховых взносов, и также срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому судом правомерно применены положения статьи 87 НК РФ. В соответствии с данной нормой Кодекса налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности плательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, поэтому Фонд по результатам проведения проверки в январе 2004 года мог взыскать недоимку и пени только за три года, предшествовавшие этой проверке.
Как видно из материалов дела и подтверждено представителем Фонда, соглашение о реструктуризации имеющейся у Администрации задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 624 о проведении реструктуризации не заключалось, в связи с чем у суда отсутствовали основания для исчисления сроков давности для взыскания спорных сумм, с учетом положений пунктов 5 и 6 Постановления N 624, и взыскания недоимки и пени за период с 1995 по 2000 годы.
Таким образом, исходя из доводов кассационной жалобы, она не подлежит удовлетворению, а судебный акт - отмене.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 09.06.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1023/04-9/36 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 ноября 2004 г. N Ф03-А04/04-2/2588
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании