Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 ноября 2004 г. N Ф03-А37/04-2/2807
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области на решение от 25.05.2004 по делу N А37-1371/04-11 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Открытого акционерного общества "Спиртзавод "М" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области, третье лицо: Администрация Особой экономической зоны в Магаданской области о признании недействительным решения N 561 от 12.04.2004.
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2004 года.
Открытое акционерное общество "Спиртзавод "М" (далее - ОАО "Спиртзавод "М"; Акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 12.04.2004 N 561 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 157272,60 руб., доначислении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за ноябрь 2003 года в сумме 786363 руб., пени за несвоевременную уплату налога - 42308,06 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Особой экономической зоны в Магаданской области (далее - Администрация ОЭЗ).
Решением от 25.05.2004 арбитражный суд удовлетворил заявленное требование и признал решение налогового органа недействительным. Судебный акт мотивирован тем, что ОАО "Спиртзавод "М", являясь участником Особой экономической зоны в Магаданской области, обоснованно пользовалось льготой по НДС, предусмотренной Федеральным законом от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области".
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить и указывает на неправильное применение судом норм налогового законодательства, регулирующих спорные правоотношения. По мнению заявителя, с введением в действие с 01.01.2001 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации утрачивает силу положение Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" в части льгот по налогообложению по налоговому режиму Особой экономической зоны, поскольку данный Закон не отнесен к законодательству о налогах и сборах. Следовательно, как полагает налоговый орган, Акционерное общество обязано уплачивать названный налог на общих основаниях.
Администрация ОЭЗ в отзыве на кассационную жалобу возражает против ее удовлетворения и просит оставить обжалуемое решение без изменения, как соответствующее нормам действующего законодательства.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по нижеследующему.
Как установлено судом, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за ноябрь 2003 года, представленной Акционерным обществом в налоговый орган. По результатам проверки вынесено решение от 12.04.2004 N 561 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 157272,60 руб. Данным решением предложено также уплатить доначисленный НДС за указанный период времени и причитающиеся пени.
Основанием для доначисления НДС и пени явилось неправомерное, по мнению налогового органа, применение в 2003 году льготы по НДС, а именно: освобождение от уплаты этого налога в части, поступающей в федеральный бюджет, предусмотренной статьей 5 Федерального закона "Об особой экономической зоне в Магаданской области" (с изменениями и дополнениями; далее - Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ). При этом налоговый орган исходил из того, что с введением в действие с 01.01.2001 главы 21 Налогового кодекса РФ "Налог на добавленную стоимость", не предусматривающей такой льготы для участников Особой экономической зоны, последние утрачивают свое право на освобождение от уплаты спорного налога в федеральный бюджет.
Арбитражный суд, проверяя правомерность действий Инспекции и удовлетворяя заявленное Акционерным обществом требование, правильно установил обстоятельства дела и пришел к обоснованному выводу о соответствии ненормативного акта налогового органа правовым нормам, регулирующим особый порядок исчисления и уплаты НДС, с учетом предоставленной ОАО "Спиртзавод "М", согласно статье 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ, льготы.
Как установлено судом, Акционерное общество является участником Особой экономической зоны в Магаданской области (далее - ОЭЗ), что не оспаривается лицами, участвующими в деле, и подтверждается регистрационным свидетельством серии ОЭЗ N 001114 от 03.05.2002.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ, участники ОЭЗ при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет. В период возникновения спорных правоотношений данная норма действовала с учетом внесенных в нее изменений, не затрагивающих эти правоотношения.
Не противоречит нормам налогового законодательства утверждение Инспекции относительно того, что при введении в действие, со дня признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации, будут урегулированы положения о специальных налоговых режимах, в том числе и особый порядок исчисления и уплаты налогов участниками экономических зон.
Вместе с тем, заявителем жалобы не учтено следующее.
Аргументируя свои выводы, суд правильно указал на то, что в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 главой 21 "Налог на добавленную стоимость" регламентирован порядок уплаты названного налога и не отменен установленный в законодательном порядке налоговый режим ОЭЗ, и, соответственно, право их участников на освобождение от уплаты НДС в федеральный бюджет, определенное статьей 5 упомянутого Федерального закона N 104-ФЗ. При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, с учетом правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.1999 N 182-О, ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.
В жалобе также не опровергнуты выводы суда о том, что со дня введения в действие Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (с изменениями и дополнениями), в числе признанных утратившими силу нормативных актов, исчерпывающий перечень которых содержится в статье 2 этого Федерального закона, Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ не поименован.
Кроме того, исходя из буквального содержания подпункта 45 пункта 1 Приложения N 20 к Федеральному закону от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" продолжает сохранять действие льгота для участников ОЭЗ в Магаданской области в отношении налогов в части, поступающей в федеральный бюджет и в 2003 году. Указанная льгота сохранена и на 2004 год. В названном выше нормативном акте приостановлено действие Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" в части льгот по уплате акцизов и налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые из других стран на территорию Особой экономической зоны.
Изложенное выше означает, что разъяснения, данные пунктом 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", на которые ссылается в кассационной жалобе Инспекция, относительно применения норм Закона, касающихся налоговых льгот, обязательны для арбитражного суда с учетом возникшей правовой ситуации, урегулированной иными законодательными актами.
Из материалов проверки (решение N 561 от 12.04.2004) следует, что указанный в налоговых декларациях Акционерным обществом НДС не уплачен последним только в связи с предоставленной льготой, предусмотренной для участников Особой экономической зоны. Иные основания для доначисления спорной суммы НДС налоговым органом не указаны.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что у налогоплательщика отсутствовала обязанность по уплате в спорный период НДС в федеральный бюджет, а у Инспекции - право на доначисление этого налога, пеней и привлечение ОАО "Спиртзавод "М" к налоговой ответственности.
Остальные доводы Инспекции не имеют правового значения в силу изложенного выше. Поэтому решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 25.05.2004 Арбитражного суда Магаданской области по делу N А37-1371/04-11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 ноября 2004 г. N Ф03-А37/04-2/2807
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании