Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 мая 1999 г. N Ф03-А73/99-2/476
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца - ОАО "Н" - Головко О.С. главный бухгалтер, доверенность N 2 от 08.12.98 г., Богданов Н.М. генеральный директор, от ответчика - ГНИ по Николаевскому району - Чиндяскина Н.В. заместитель руководителя госналоговой инспекции, доверенность N 7 от 29.04.99 г., рассмотрел кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Николаевскому району, г. Николаевск-на-Амуре на постановление от 01.03.99 г. по делу N АИ-1/27 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Открытого акционерного общества "Н", г. Николаевск-на-Амуре к Государственной налоговой инспекции по Николаевскому району о признании недействительный в части решения от 18.08.97 г. N 503.
Открытое акционерное общество "Н" обратилось с иском к Государственной налоговой инспекции по Николаевскому району о признании недействительным пункта 1 резолютивной части решения N 503 от 18.08.97 г., в соответствии с которым истец обязан уплатить заниженный НДС в сумме 380552,7 руб., стопроцентный штраф в сумме 281689 руб., пеню за несвоевременную уплату налога в сумме 340365,5 руб.
В связи с тем, что решениями ГНИ по Николаевскому району от 25.12.97 г. N 658 и N 2-9/596 от 02.12.98 г. внесены изменения в решение N 503 от 18.08.97 г. в части уменьшения штрафных санкций по НДС и изменения основания для привлечения к ответственности за налоговое правонарушение при исчислении НДС, истец уточнил исковые требования в соответствии со ст. 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просит признать пункт 1 резолютивной части решения N 503 от 18.08.97 г. недействительным с учетом последующих изменений, внесенных в данное решение.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.12.98 г. в удовлетворении исковых требований отказано в связи с тем, что ОАО "Н", имея непогашенные денежные обязательства перед бюджетом, неправомерно отнес на расчеты с бюджетом суммы НДС за полученную от поставщиков продукцию, которую оплатил векселями, чем нарушил пункт 19 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", поэтому налоговой инспекцией обоснованно привлечено к ответственности в виде взыскания заниженного НДС в сумме 380552,7 руб.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.03.99 г. решение суда первой инстанции отменено и спорное решение налоговой инспекции в части взыскания заниженного НДС в сумме 380552,7 руб. признано недействительным, поскольку истец выставил на возмещение из бюджета НДС по приобретенным товарам, оплаченным за счет кредитных ресурсов, что соответствует требованиям пункта 2 статьи 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость".
Следовательно, у налоговой инспекции не было оснований для взыскания с ОАО "Н" заниженного НДС в сумме 380552,7 руб.
Правильность принятого постановления проверяется по жалобе Госналогинспекции, которая просит его отменить, сославшись на нарушение судом норм материального права, а именно: п. 2 ст. 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", указав на то, что не учел, что истцом отнесен на расчеты с бюджетом НДС в сумме 363683,8 руб. без его фактической оплаты.
Кроме этого, истец не оспаривает допущенные нарушения налогового законодательства по НДС, отраженные в пункте 3 акта документальной проверки и пунктах 1-8 решения N 503 от 18.08.97 г., которые выразились в занижении кредитового оборота по НДС на сумму 6163,2 руб. и в завышении дебетового оборота по НДС на сумму 10705,7 руб., а всего на сумму 16868,9 руб.
Однако арбитражным судом в этой части решение налоговой инспекции также признано недействительным.
Поэтому налоговая инспекция просит постановление апелляционной инстанции отменить и принять решение об отказе в удовлетворении исковых требований акционерного общества "Н".
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Истец отзыв на жалобу не представил, однако его представители в судебном заседании просили жалобу оставить без удовлетворения, а постановление апелляционной инстанции - без изменения, сославшись на его законность и обоснованность.
Одновременно истец подтвердил, что приобретенное сырье (мука, сахар) и топливо оплачены за счет полученных кредитных ресурсов, а не за счет средств целевого бюджетного финансирования, а также подтвердил, что им не оспариваются правонарушения, допущенные при исчислении и уплате НДС, отраженные в пунктах 1-8 решения N 503 от 18.08.97 г.
Рассмотрев материалы дела и доводы сторон, суд кассацинной инстанции считает, что постановление апелляционной инстанции следует изменить, а жалобу налоговой инспекции удовлетворить частично по следующим основаниям.
Из материалов дела установлено, что Госналогинспекцией по Николаевскому району проведена проверка соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет ОАО "Н" за период с 01.01.95 г. по 01.07.97 г., о чем составлен акт проверки N 2-9 от 08.08.97 г.
В ходе проверки установлены нарушения налогового законодательства в части уплаты налога на добавленную стоимость, спецналога и налога на прибыль.
По результатам проверки принято решение N 503 от 18.08.97 г., в которое внесены изменения решениями N 658 от 25.12.97 г. и N 63 от 02.12.98 г., и в соответствии с которыми истец обязан уплатить в бюджеты различных уровней заниженный налог на добавленную стоимость, заниженную прибыль, налог на прибыль, штрафы 100 и 10 процентов и пеню, а всего в сумме 563070,8 руб., в том числе сумму заниженного НДС в сумме 380552,7 руб.
Занижение НДС на данную сумму образовалось
1) за счет занижения кредитового оборота по НДС на сумму 6163,2 руб. (пункты 1-5 решения ГНИ N 503 от 18.08.97 г.);
2) за счет завышения дебетового оборота по НДС на сумму 10705,7 руб. (пункты 6-8 данного решения);
3) за счет нарушения пункта 2 статьи 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" на сумму 363683,8 руб. (пункт 9 решения ГНИ).
Правильность взыскания заниженного НДС в сумме 16868,9 руб. по пунктам 1-8 вышеназванного решения налоговой инспекции истцом не оспаривается.
Фактически, истцом оспаривается сумма по НДС 363683,8 руб., которая образовалась, по мнению налоговой инспекции, за счет необоснованного отнесения на расчеты с бюджетом НДС на сумму 41875,8 руб. по товарам, приобретенным за счет средств целевого бюджетного финансирования.
Однако налоговой инспекцией спорная сумма НДС уменьшена на 54992 руб., поскольку истцом не был отнесен на расчеты с бюджетом НДС по расчетам за тепло и электроэнергию с МПП ЖКХ (418675,8 - 54992 = 363683,8 руб).
Апелляционной инстанцией сделан обоснованный вывод о том, что сырье и топливо, НДС по которым истец отнес на расчеты с бюджетом, оплачивался не за счет средств целевого бюджетного финансирования, а за счет кредитных ресурсов, выделенных администрациями Хабаровского края и Николаевского района, для завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
Поэтому к спорным правоотношениям применим пункт 2 статьи 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", который предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам товаров и материальных ресурсов.
Налоговой инспекцией не оспаривается тот факт, что сырье, закупленное ОАО "Н" для поставки в районы Крайнего Севера, фактически оплачено полностью за счет кредитных ресурсов, выделенных истцу на возвратной и платной основе.
Довод налоговой инспекции о том, что истец выставил на расчеты с бюджетом НДС, фактически, не оплаченный поставщиком, не может быть принят во внимание как противоречащий материалам дела.
Следовательно, у налоговой инспекции не было оснований для принятия решения в части взыскания заниженного НДС в сумме 363683,8 руб.
Поскольку апелляционной инстанцией принято решение о признании недействительным спорного решения налоговой инспекции по взысканию заниженного НДС в сумме 380552,7 руб. без учета того, что истцом взыскание НДС в сумме 16868,9 руб. не оспаривается, то данное постановление в этой части следует изменить.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 01.03.99 г. по делу N АИ-1/27 изменить, кассационную жалобу Госналогинспекции по Николаевскому району удовлетворить частично.
В удовлетворении исковых требований ОАО "Н" о признании недействительным решения Госналогинспекции по Николаевскому району от 18.08.97 г. N 503 в части взыскания заниженного НДС в сумме 16868,9 руб. отказать, в остальной части постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 мая 1999 г. N Ф03-А73/99-2/476
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании