Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 июля 1997 г. N Ф03-А59/97-1/580
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Государственная налоговой инспекции по г. Южно-Сахалинску на решение, постановление от 12.02.97, 17.04.97 по делу N 7246/96-С13 арбитражного суда Сахалинской области, по иску предпринимателей К.К., К.И., П.О. г. Южно-Сахалинск к Государственной налоговой инспекции по г. Южно-Сахалинску о признании недействительными решений Госналогинспекции N 08-05 от 04.12.96 г., 08-05 от 09.12.96 г., N 08-05 от 09.12.96 г.
Решением от 12.02.97 г. арбитражный суд Сахалинской области удовлетворил исковые требования граждан-предпринимателей без образования юридического лица К.К., К.И., П.О. о признании недействительными решений государственной налоговой инспекции по г. Южно-Сахалинску соответственно: N 08-05 от 04.12.96 г., N 08-05 от 09.12.96 г., N 08-05 от 09.12.96 г.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что предпринимателями осуществлялась торговля товарами с лотков, что давало им право не применять кассовые аппараты при осуществлении денежных расчетов с населением, а госналогинспекцией не представлено доказательств того, что предприниматели осуществляли торговлю непосредственно из контейнеров.
Постановлением от 17.04.97 г. решение оставлено без изменения по тем же основаниям.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения материальных и процессуальных норм права, обоснованность принятых решения и постановления, кассационная инстанция считает, что они подлежат отмене, а исковые требования - оставлению без удовлетворения.
Как видно из материалов дела, на основании актов проверок исполнения Закона Российской Федерации от 18.06.93 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" предпринимателя К.И. (акт от 05.12.96 г.), предпринимателя П.О. (акт от 05.12.96 г.), предпринимателя К.К. (акт от 19.11.96 г.) Госналогинспекцией установлено, что торговля предпринимателями осуществлялась из контейнеров без применения кассовых аппаратов. На основании актов проверок вынесены решения о применении к предпринимателям штрафа по статье 7 вышеуказанного закона. Решения вынесены в отношении предпринимателя К.К. 04.12.96 г. N 08-05, по предпринимателям К.И. и П.О. 09.12.96 г. за тем же номером.
В соответствии со статьей 1 упомянутого Закона, денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предпринимателями (в том числе, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 30.07.93 г. N 745 утвержден Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций или учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.
Согласно пункту 2 вышеназванного перечня, поименованные лица вправе не применять контрольно-кассовую машину при осуществлении: - мелкорозничной торговли с ручных тележек, из цистерн (при продаже пива, кваса, молока, керосина), с лотков, из корзины, в развал овощами и бахчевыми культурами; - торговли сельскохозяйственной продукцией на колхозных, муниципальных и других приравненных к ним рынках.
Поскольку данным Перечнем, который является исчерпывающим расширительному толкованию не подлежит, возможность торговли из контейнера без применения контрольно-кассовой машины не предусмотрена, применение госналогинспекцией штрафов к предпринимателям основано на Законе.
Нельзя согласиться с выводом, изложенным как в решении, так и в постановлении суда, что истцы осуществляли торговлю с лотков, поскольку они опровергаются материалами дела.
Так, в актах проверок отражено, что "проведена проверка выполнения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с населением" в контейнере N 4 (акт от 05.12.96 г. предприниматель К.И.), в контейнере N 7 (акт от 19.12.96 г. предприниматель К.К.), в контейнере (акт от 05.12.96 г. предприниматель П.О.).
Поскольку акты проверок подписаны предпринимателями без возражений, у суда не имелось оснований признать, что торговля осуществлялась с лотков.
Кроме того, объяснительными (л.д. 29-31) предприниматели подтверждают, что торговля из контейнеров ими действительно осуществлялась. Таким образом, торговая деятельность истцов не подпадает под признаки, определенные Перечнем, а у суда не имелось оснований признать акты госоргана недействительными.
Расходы по госпошлине по иску, апелляционной и кассационной жалобам относятся на истцов и взыскиваются в федеральный бюджет в сумме 31878 рублей с каждого истца.
Исполнительный лист ведать суду, рассмотревшему дело в первой инстанции.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по городу Южно-Сахалинску удовлетворить.
Решение от 12.02.97 г. по делу N 3/22, постановление от 17.04.97 г. по делу N 7246/96-С13 арбитражного суда Сахалинской области - отменить.
В иске предпринимателю без образования юридического лица К.К. о признании недействительным решений госналогинспекции по городу Южно-Сахалинску от 04.12.96 г. N 08-05, предпринимателю без образования юридического лица К.И. о признании недействительным решения госналогинспекции от 09.12.96 г. N 08-05, предпринимателю без образования юридического лица П.О. о признании недействительным решения госналогинспекции от 09.12.96 г. N 08-05 - отказать.
Взыскать с каждого истца расходы по госпошлине в сумме 31878 рублей в федеральный бюджет.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 июля 1997 г. N Ф03-А59/97-1/580
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании