Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 августа 2003 г. N Ф03-А16/03-2/1848
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от крестьянско-фермерского хозяйства - Т.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Еврейской автономной области на решение от 07.05.2003 по делу N А16-269/03-6 Арбитражного суда Еврейской автономной области, по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Еврейской автономной области к крестьянско-фермерскому хозяйству Т.В. о взыскании 10000 рублей.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление в полном объеме изготовлено 14.08.2003.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Еврейской автономной области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о взыскании с крестьянско-фермерского хозяйства Т.В. штрафа в размере 10000 рублей, предусмотренного пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации, за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.
До принятия решения арбитражный суд по ходатайству налогового органа произвел замену крестьянско-фермерского хозяйства Т.В. на крестьянское хозяйство Т.В.
Решением суда от 07.05.2003 в удовлетворении заявления отказано. Суд установил, что крестьянское хозяйство поставлено на налоговый учет 15.09.1992, поэтому к нему не могут быть применены меры ответственности, предусмотренные статьей 116 Налогового кодекса РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрайонная ИМНС РФ N 1 по ЕАО обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы налоговый орган ссылается на то, что ответственность применена за неисполнение налогоплательщиком обязанности, установленной статьей 83 Налогового кодекса РФ, введенного в действие с 01.01.1999.
Извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, инспекция по налогам и сборам в судебном разбирательстве дела участия не принимала.
Возражения на жалобу крестьянским хозяйством не представлены, в судебном заседании глава крестьянского хозяйства Т.В. отклоняет доводы налогового органа, считает принятый по делу судебный акт законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав главу крестьянского хозяйства Т.В., проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, крестьянское хозяйство Т.В. зарегистрировано администрацией Биробиджанского района Еврейской автономной области 26.09.1990 постановлением N 214 и поставлено на налоговый учет в Государственной налоговой инспекции по Биробиджанскому району Еврейской автономной области 15.09.1992.
01.01.1999 введена в действие часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 83 которого установлена обязанность налогоплательщиков встать на налоговый учет по месту нахождения организации, в связи с чем, по мнению налогового органа, крестьянское хозяйство Т.В. обязано было вновь подать заявление о постановке на налоговый учет и получить соответствующее свидетельство. Однако такое заявление подано крестьянским хозяйством только 31.12.2002. Данные обстоятельства послужили основанием для принятия Решения 03-18/195 ДСП от 22.01.2003 о привлечении Крестьянского хозяйства Т.В. к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб. Требование N 6 об уплате налоговой санкции налогоплательщику направлено 27.01.2003. В связи с неисполнением требования в установленный срок в добровольном порядке налоговый орган обратился с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 83 Налогового кодекса РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации. Заявление о постановке на учет организацией подается в течение 10 дней после ее государственной регистрации.
При нарушении срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более чем 90 дней пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб.
Крестьянское хозяйство Т.В. прошло государственную регистрацию 26.09.1990, встало на налоговый учет 15.09.1992 в Государственной налоговой инспекции Биробиджанского. района ЕАО в соответствии со статьей 4 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", следовательно, его регистрация в налоговом органе состоялась, что не оспаривается заявителем.
В 2001 году Государственная налоговая инспекция Биробиджанского района ЕАО вошла в состав Межрайонной инспекции МНС РФ N 1 по Еврейской автономной области, к которой перешли все функции и полномочия ГНИ Биробиджанского района, в том числе осуществление налогового контроля и учета.
Поскольку статья 83 Налогового кодекса РФ предусматривает обязательный учет налогоплательщиков, необходимым условием привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 116 Налогового кодекса Российской Федерации является нарушение налогоплательщиком обязанности встать на налоговый учет в установленный срок.
Учитывая, что регистрация налогоплательщика в налоговом органе имела место в 1992 году, у налогового органа не имелось оснований для привлечения крестьянского хозяйства Т.В. к налоговой ответственности за нарушение срока постановки на налоговый учет.
Введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, изменение форм учета налогоплательщиков и переоформление в связи с этим свидетельств о постановке на налоговый учет не лишает юридической силы регистрацию налогоплательщика, произведенную до вступления в действие части первой Налогового кодекса РФ.
Кроме того, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ обязанность вести учет налогоплательщиков возложена на налоговые органы. Налоговые органы обязаны принимать меры к постановке налогоплательщиков на учет. Так, в случае отсутствия заявления о постановке на налоговый учет, налоговый орган обязан поставить налогоплательщика на учет на основании имеющихся в налоговом органе данных и информации.
Крестьянское хозяйство Т.В. поставлено на налоговый учет в 1992 году в Государственной налоговой инспекции Биробиджанского района ЕАО, а затем в Межрайонной ИМНС РФ N 1 по ЕАО.
Доводы заявителя жалобы относительно заполнения налогоплательщиком соответствующих форм, а также применения судом срока давности не имеют правового значения для рассмотрения данного дела в силу изложенных выше причин.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы суд кассационной инстанции не находит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 07.05.2003 по делу N А16-269/03-6 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку статья 83 Налогового кодекса РФ предусматривает обязательный учет налогоплательщиков, необходимым условием привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 116 Налогового кодекса Российской Федерации является нарушение налогоплательщиком обязанности встать на налоговый учет в установленный срок.
...
Введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, изменение форм учета налогоплательщиков и переоформление в связи с этим свидетельств о постановке на налоговый учет не лишает юридической силы регистрацию налогоплательщика, произведенную до вступления в действие части первой Налогового кодекса РФ.
Кроме того, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ обязанность вести учет налогоплательщиков возложена на налоговые органы. Налоговые органы обязаны принимать меры к постановке налогоплательщиков на учет. Так, в случае отсутствия заявления о постановке на налоговый учет, налоговый орган обязан поставить налогоплательщика на учет на основании имеющихся в налоговом органе данных и информации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 августа 2003 г. N Ф03-А16/03-2/1848
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании