Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 октября 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства России по Амурской области на решение от 23.06.2004 по делу N А04-1468/2004-7/92 Арбитражного суда Амурской области, по иску открытого акционерного общества "Амурэнерго" в лице ФАО "Амурэнергосбыт" к Управлению финансов Администрации г. Белогорска, третье лицо: Финансовый департамент администрации Амурской области, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области, Управление внутренних дел по Амурской области о взыскании 348904,07 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2004 года.
Открытое акционерное общество "Амурэнерго" в лице филиала "Амурэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Управлению финансов Администрации г. Белогорска о взыскании 348904,07 рублей, составляющих убытки от предоставления льгот отдельным категориям граждан по оплате за электрическую энергию за период с января по июнь 2002 года в соответствии с ФЗ "О милиции", ФЗ "О статусе военнослужащих", ФЗ "О федеральных органах налоговой полиции".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Финансовый департамент администрации Амурской области, Министерство финансов РФ в лице УФК по Амурской области, Управление внутренних дел по Амурской области.
Определением от 13.04.2004 в качестве ответчиков к участию в деле привлечены Финансовый департамент администрации Амурской области, Министерство финансов РФ.
До принятия решения ОАО "Амурэнерго" уменьшило исковые требования до 343349 руб. 50 коп. в связи с проведенной проверкой списка работников по ФЗ "О милиции". Истец просит взыскать с Финансового департамента администрации Амурской области убытки в сумме 3227,53 руб., с Министерства финансов РФ - 340121 руб. 97 коп.
Решением от 23.06.2004 исковые требования ОАО "Амурэнерго" удовлетворены частично. С Министерства финансов РФ в пользу истца взысканы убытки, понесенные в связи с предоставлением льгот по ФЗ "О статусе военнослужащих" в сумме 327389,29 руб., по ФЗ "О милиции" (сотрудники, финансируемые за счет федерального бюджета, сотрудники вневедомственной охраны) - 14714,30 руб., всего - 342103,59 руб. С Финансового департамента администрации Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу ОАО "Амурэнерго" взысканы убытки, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот по ФЗ "О милиции" (сотрудники, финансируемые за счет областного бюджета) в сумме 1245,91 руб. В остальной части в иске отказано.
При этом суд исходил из того, что из федерального и областного бюджета в спорный период не было выделено в достаточном количестве денежных средств на реализацию государственных полномочий по исполнению ФЗ "О статусе военнослужащих", а также по исполнению ФЗ "О милиции". Льготы, предусмотренные ФЗ "О федеральных органах налоговой полиции", ОАО "Амурэнерго" данной категории граждан в спорный период не предоставляло.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением от 23.06.2004, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неправильно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих отношения по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг сотрудникам вневедомственной охраны.
Указывает на то, что Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" денежные средства на реализацию ФЗ "О статусе военнослужащих", "О милиции" предусмотрены в необходимом объеме и перечислены субъекту федерации - Амурская область.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "Амурэнерго" в период с января по июнь 2002 года предоставляло льготы по оплате электроэнергии военнослужащим на сумму 327389,29 руб., сотрудникам милиции на сумму 15960 руб., из них сотрудникам ОВД, финансируемым за счет федерального бюджета на сумму 12732,65 руб., за счет областного бюджета - 1245,95 руб., а также сотрудникам вневедомственной охраны - 1981,65 руб.
Сумма некомпенсированных ОАО "Амурэнерго" выпадающих доходов составила 343349,47 рублей, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным льготам отдельным категориям граждан в спорный период в указанном размере, ОАО "Амурэнерго" обратилось с настоящим иском в суд.
Согласно п. 10 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, производятся по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, за счет средств федерального бюджета, а по иному жилищному фонду - за счет средств бюджетов субъектов РФ. Вместе с тем, Закон устанавливает компенсацию субъектам Российской Федерации указанных расходов в порядке, определенном Правительством РФ.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 и от 15.08.2001 N 584 предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, из федерального бюджета в соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" бюджету Амурской области выделено субсидий на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи военнослужащим, сотрудникам милиции, органов внутренних дел, налоговой полиции, должностным лицам таможенных органов в размере 20095 тыс. рублей. Из бюджета Амурской области бюджету г. Белогорска на возмещение льгот указанным категориям граждан выделено 1635 тыс. руб.
Согласно решению Белогорского городского Совета народных депутатов от 03.07.2003 N 22106 "Об исполнении городского бюджета 2002 г." фактически расходы на предоставление льгот отдельным категориям граждан в 2002 году составили 3287 тыс. руб.
Доказательства нецелевого использования переданных бюджетом области денежных средств муниципальным образованием г. Белогорск в материалах дела отсутствуют.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект федерации - Амурская область финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанных федеральных законов, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Белогорска, поэтому суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки в размере 342103,59 руб. на Минфин РФ и удовлетворил иск в этой части за счет казны РФ согласно ст.ст. 16, 1069 ГК РФ.
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О милиции", милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную и общественной безопасности. Статьи 8 и 9 Закона предусматривают, что криминальная милиция и милиция общественной безопасности, созданная в пределах численности, установленной Правительством РФ, финансируется за счет средств федерального бюджета. Если милиция общественной безопасности создается субъектом федерации сверх численности определенной Правительством РФ, то финансирование ее производится из средств субъекта федерации.
Как установлено судом, из бюджета Амурской области бюджету г. Белогорска выделена субсидия на предоставление льгот по ЖКУ сотрудникам ОВД, финансируемым из областного бюджета, в сумме 642 тыс. руб.
Поскольку материалами дела подтверждается, что указанные денежные средства получены г. Белогорском и распределены между предприятиями в выделенном Амурской областью объеме, поэтому суд правомерно возложил ответственность по возмещению истцу убытков в размере 1245,91 руб. на Финансовый департамент администрации Амурской области за счет средств казны Амурской области.
Что касается убытков, связанных с предоставлением ОАО "Амурэнерго" сотрудникам вневедомственной охраны льгот в размере 1981,65 руб., суд правильно взыскал с Министерства финансов РФ.
В соответствии со ст. 35 ФЗ "О милиции" подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров. При этом Законом не возложена обязанность на отделы вневедомственной охраны по компенсации предоставляемых сотрудникам ОВД льгот по оплате электроэнергии.
В статьях 72 и 76 Конституции РФ и статье 9 ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" определено, что раздел полномочий Федерации и ее субъекта в области социальной защиты производится на уровне органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение. Следовательно, если обязательства по социальной защите населения установлены федеральным законом, то исполнение этих федеральных законов осуществляется из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов
Поскольку объем переданных в 2002 году субвенций и дотаций органами государственной власти РФ не покрывает расходы на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ "О милиции", поэтому арбитражный суд правомерно взыскал причиненные истцу убытки с Министерства финансов РФ за счет казны РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.06.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1468/04-7/92 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 октября 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании