Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 сентября 2004 г. N Ф03-А51/04-2/2120
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Владивостока на решение от 12.02.2004, постановление от 09.04.2004 по делу N А51-17406/03 25-454/20 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Владивостока к Индивидуальному предпринимателю П.П. о взыскании 58832,60 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления откладывалось до 08.09.2004.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Владивостока (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом его уточнения, о взыскании с индивидуального предпринимателя П.П. налоговых санкций за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость в сумме 58832,6 руб.
Решением суда от 12.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.04.2004, заявленные требования удовлетворены частично в сумме 32479,6 руб. со ссылкой на то, что в декабре 2001 года у налогоплательщика отсутствовала задолженность по уплате налога на добавленную стоимость и налоговым органом неправильно исчислены суммы штрафных санкций.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе инспекции по налогам и сборам, которая просит их отменить, сославшись на нарушение судом норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, судом необоснованно уменьшены суммы штрафов и не учтено, что поскольку сумма налога в декабре 2001 года указана предпринимателем в размере 15979 руб., в феврале 2002 года - 30385 руб., и налогоплательщиком не представлены в установленный законом срок налоговые декларации за спорные периоды, то налоговым органом правильно исчислены суммы соответствующих санкций.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, налоговым органом по результатам камеральной проверки налоговых деклараций по НДС, представленных налогоплательщиком 18.06.2003, за декабрь 2001 года и февраль 2002 года, принято решение от 17.09.2003 N 78 о привлечении предпринимателя к ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление последним в срок более 180 дней налоговой отчетности за указанные налоговые периоды в общей сумме 58832,6 руб.
В связи с неисполнением в добровольном порядке требования от 17.09.2003 N 78 об уплате налоговой санкции в срок до 03.10.2003, инспекция по налогам и сборам обратилась за ее взысканием в арбитражный суд.
Арбитражный суд, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, правомерно удовлетворил в части требования налогового органа, признав обоснованность привлечения налогоплательщика к ответственности за неисполнение обязанности по представлению соответствующих налоговых деклараций.
Из представленных в материалах дела документов следует, что предприниматель П.П. является плательщиком налога на добавленную стоимость, осуществляя при этом операции, как на внутреннем рынке, так и реализацию товаров на экспорт.
Порядок и сроки уплаты налога на добавленную стоимость предусмотрены главой 21 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со статьей 174 настоящего Кодекса налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
При этом, в силу пункта 2 статьи 119 НК РФ, непредставление соответствующей налоговой отчетности в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что налоговые декларации за декабрь 2001 года и февраль 2002 года представлены предпринимателем 18.06.2003, то есть с пропуском срока, установленного статьей 174 вышеназванного Кодекса.
Уменьшая заявленную к взысканию сумму штрафа в размере 22370,6 руб. за несвоевременное представление соответствующей декларации за декабрь 2001 года до 100 руб., суд, правильно применив положения статьи 119 Кодекса, обоснованно исходил из того, что в данном налоговом периоде у налогоплательщика отсутствовала недоимка по налогу. Судом также обоснованно уменьшен размер штрафа, подлежащего взысканию за непредставление налоговой декларации за февраль 2002 года с 36462 руб. до 32379,6 руб.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена проверка налоговой декларации НДС по ставке 0 процентов за апрель 2003 года, в ходе которой установлено, что сумма к возмещению спорного налога в декабре 2001 года составила 3180,21 руб., в феврале 2002 года данный налог подлежал уплате в размере 26983 руб., о чем инспекцией по налогам и сборам принято решение от 06.08.2003 N 1.
При этом решением от 17.09.2003 N 78 штрафные санкции исчислены из суммы налога, заявленной предпринимателем, без учета данных самого налогового органа, отраженных в ранее принятом им решении.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
При этом налоговый орган при проведении камеральной проверки в силу статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, а налогоплательщик в случае выявления налоговым органом ошибок в заполнении документов или противоречий в представленных инспекции сведениях обязан внести соответствующие исправления в установленный срок.
В связи с тем, что камеральной проверкой налоговой декларации за апрель 2003 года выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных предпринимателем документах (налоговые декларации за декабрь 2001 и февраль 2002 года), налоговый орган был обязан сообщить налогоплательщику и потребовать внести в установленный срок соответствующие исправления.
Принимая решение и постановление, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что начисление налоговых санкций произведено налоговым органом в нарушение статей 31, 32 и 88 Налогового кодекса РФ и правильно, применив нормы законодательства о налогах и сборах, частично удовлетворили заявленные им требования.
Поскольку обжалуемые судебные акты приняты на основе полного исследования, оценки обстоятельств дела, представленных доказательств и правильного применения норм права, регулирующих спорные правоотношения, у суда кассационной не имеется правовых оснований для их отмены.
Принимая во внимание изложенное, решение суда и постановление апелляционной инстанции отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 12.02.2004, постановление апелляционной инстанции от 09.04.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-17406/03 25-454/20 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
При этом налоговый орган при проведении камеральной проверки в силу статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, а налогоплательщик в случае выявления налоговым органом ошибок в заполнении документов или противоречий в представленных инспекции сведениях обязан внести соответствующие исправления в установленный срок.
...
Принимая решение и постановление, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что начисление налоговых санкций произведено налоговым органом в нарушение статей 31, 32 и 88 Налогового кодекса РФ и правильно, применив нормы законодательства о налогах и сборах, частично удовлетворили заявленные им требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 сентября 2004 г. N Ф03-А51/04-2/2120
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании