Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 июня 2004 г. N Ф03-А73/04-2/1280
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Х" - Михонин М.В. юрисконсульт по доверенности N 7133 от 15.01.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю на решение от 29.10.2003, постановление от 16.02.2004 по делу N А73-8839/2003-21 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Х" к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю, Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Комсомольску-на-Амуре о признании незаконным бездействия, о признании недействительным решения N 15-18/5043 от 24.06.2003.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное постановление кассационной инстанции изготовлено 15.06.2004.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Х" (далее - ОАО ЭиЭ "Х", акционерное общество) обратилось с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю (далее - Управления по налогам и сборам), выразившегося в невключении в график реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, пени в сумме 1072122 рублей 94 копейки; о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Комсомольску-на-Амуре (далее инспекция по налогам и сборам) N 15-18/5043 от 24.06.2003 в части возложения на акционерное общество обязанности по уплате пени за 2000 год в сумме 1072122 руб. 94 коп.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.10.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.02.2004, заявленные требования удовлетворены частично: бездействие Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю признано незаконным, Управлению по налогам и сборам указано на обязанность устранить допущенные нарушения. Заявление о признании недействительным решения инспекции по налогам и сборам от 24.06.2003 N 15-18/5043 оставлено без удовлетворения. Оба судебных акта мотивированы тем, что факт несвоевременного перечисления страховых взносов за 2000 год со стороны акционерного общества имел место быть, что не отрицает и сам заявитель, поэтому начисление пени на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является правомерным, что свидетельствует об отсутствии оснований для признания решения инспекции по налогам и сборам недействительным.
Признавая незаконным бездействие Управления по налогам и сборам обе судебные инстанции установили, что у данного налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа включения пени, начисленной на недоимку, выявленную в ходе налоговой проверки, в график реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.
В кассационной жалобе Управление по налогам и сборам просит отменить принятые по делу судебные акты в части признания незаконным бездействия данного налогового органа по не включению в график реструктуризации задолженности по страховым взносам пени в сумме 1072122 руб. 94 коп. По мнению заявителя жалобы, сумма недоимки выявлена в ходе выездной налоговой проверки, следовательно, начисление пени является правомерным, данная пеня является текущей и не подлежит выключению в график реструктуризации. Так как заявление о включении пени в график реструктуризации подано после 01.04.2002, то данное заявление обоснованно оставлено без удовлетворения.
ОАО ЭиЭ "Х" в отзыве на кассационную жалобу, в заседание суда кассационной инстанции отклоняет требования заявителя жалобы, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Управление по налогам и сборам и инспекция по налогам и сборам, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в заседание суда участия не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, отзыве на кассационную жалобу, заслушав представителя ОАО ЭиЭ "Х", проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил основания к отмене обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 29.12.2001 акционерное общество обратилось в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю с заявлением о проведении реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у акционерного общества по состоянию на 01.01.2001.
Решением Управления по налогам и сборам от 29.01.2002 N 18-22/113 реструктуризирована задолженность акционерного общества в сумме 938099,7 тыс. руб.
Инспекцией по налогам и сборам по проведена выездная налоговая проверка ОАО ЭиЭ "Х", по результатам которой принято решение N 15-18/5043 от 24.06.2003 "Об отказе в привлечении налогоплательщика (налогового агента) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". Этим же решением установлен факт несвоевременного перечисления акционерным обществом страховых взносов в 2000 году в государственные внебюджетные фонды, в связи с чем начислены пени в общей сумме 1072122 руб. 94 коп., которые предложены перечислить в добровольном порядке в срок, указанный в требовании.
Данное решение обжаловано акционерным обществом в арбитражный суд. Вывод суда обеих инстанций о том, что основания для признания данного ненормативного акта недействительным отсутствуют, является правомерным, основанным на нормах действующего законодательства. Сам факт несвоевременного перечисления страховых взносов в 2000 году акционерное общество не оспаривает, следовательно, правомерным является и начисление пени на выявленную сумму недоимки.
Фактически, требования ОАО ЭиЭ "Х" сведены не к самому факту неправомерного начисления пени, а к требованию налогового органа уплатить эту пеню, так как, полагает, что начисленная пеня по выявленной проверкой недоимке также подлежит реструктуризации.
В связи с этим 05.08.2003 акционерное общество обратилось в Управление по налогам и сборам с заявлением N 25-04/7154 "Об изменении графика реструктуризации", в котором просило внести изменения в график реструктуризации, дополнив его выявленной суммой пени - 1072122 руб. 94 коп.
Так как график реструктуризации изменен не был, акционерное общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления по налогам и сборам.
Статья 20 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусмотрено проведение реструктуризации задолженности по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организации по состоянию на 1 января 2001 год. Этой нормой права предусмотрено, что Правительство Российской Федерации определяет порядок и условия проведения реструктуризации по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организации по состоянию на 01.01.2001.
Такой порядок и условия установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 699 от 01.10.2001 (с последующими изменениями и дополнениями).
Согласно пункту 2 и 3 указанного Постановления, реструктуризации подлежит задолженность по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01.01.2001, решение о реструктуризации принимается налоговым органом по месту нахождения организации по ее заявлению, поданному до 1 апреля 2002 года.
Из материалов дела следует, что заявление о реструктуризации задолженности подано в налоговый орган - 29.12.2001, то есть в установленный срок.
Арбитражным судом установлено, что сумма недоимки по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды за 2000 год, имеющаяся у акционерного общества, включена в реструктуризацию в полном объеме, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
На день подачи заявления о реструктуризации начисление пени соответствующими государственными органами произведено не было, пеня начислена налоговым органом только по решению инспекции по налогам и сборам N 15-18/5043 от 24.06.2003, поэтому пеня в сумме 1072122,94 руб. не была учтена акционерным обществом.
Арбитражным судом сделан правомерный вывод о том, что в данном случае, речь идет не о сроке подачи заявления (до 01 апреля 2002 года), а о внесении изменений в уже принятое решение путем внесения исправлений (дополнений) в график реструктуризации задолженности по пеням, что не противоречит пункту 3 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридически лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 (с последующими изменениями), в соответствии с которыми дополнительное решение о реструктуризации задолженности по начисленным пеням и штрафам по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации в отношении организации, по которой решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральном бюджете принято до 01 января 2001 года, может быть принято на основании дополнительного заявления организации по сумме, не превышающей величину задолженности по пеням и штрафам, в том числе признаваемым организацией ко взысканию, по состоянию на дату подачи дополнительного заявления.
Акционерное общество признает начисление пени - 1072122 руб. 94 коп., которая образовалась до 01.01.2001, спора между лицами, участвующими в деле, о том, что график реструктуризации выполняется акционерным обществом нет.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что у Управления по налогам и сборам отсутствовали правовые основания для непринятия решения о внесении в график реструктуризации задолженности акционерного общества спорной суммы пени, в связи с чем, правомерно признал бездействие Управления по налогам и сборам незаконным, так как затрагивает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, имеющего в силу Закона право на реструктуризацию задолженности, в том числе и по начисленным пеням.
Арбитражным судом обеих инстанций дана, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценка всем имеющихся в деле доказательствам, выводы суда мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства.
В связи с вышеизложенным, основания для удовлетворения кассационной жалобы, по доводам, изложенным в ней, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 29.10.2003, постановление апелляционной инстанции от 16.02.2004 по делу N А73-8839/2003-21 (АИ-1/1445) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 июня 2004 г. N Ф03-А73/04-2/1280
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании