Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 мая 2003 г. N Ф03-А73/03-2/944
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: ИМНС РФ по Краснофлотскому району г. Хабаровска - Стишенко О.А. - специалист 1 категории, доверенность N 03-34/9296 от 30.12.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ш.В. на решение от 17.12.2002, постановление от 12.02.2003 по делу N А73-9016/2002-3 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Индивидуального предпринимателя Ш.В. к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснофлотскому району г. Хабаровска о признании незаконным решения N 07-34/94 от 30.09.2002.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 12.05.2003.
Индивидуальный предприниматель Ш.В. обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным Решения от 30.09.2002 N 07-34/94 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснофлотскому району г. Хабаровска (далее - инспекция по налогам и сборам), которым истец привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 17.12.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.02.2003, в удовлетворении требования заявителя отказано. Судебные акты мотивированы тем, что налоговый орган в соответствии с абзацем 2 пункта 14.4 Положения о порядке исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, утвержденного Постановлением Главы Администрации Хабаровского края от 03.07.2000 N 238 (далее - Положение N 238) за период с 01.11.2000 по 30.06.2002, правильно рассчитал единый налог исходя из физического параметра - 31 и 32 посадочных мест, а в период с 01.07.2002 - 25 и 23 посадочных мест, поскольку Решение Хабаровского краевого суда от 21.06.2002 по делу N 3-127/02, вступившее в законную силу с 01.07.2002, которым признана недействующей со дня вступления решения в законную силу указанная норма в части обязания налогоплательщика при исчислении единого налога учитывать номинальную вместимость транспортного средства, обратной силы не имеет.
В кассационной жалобе предприниматель Ш.В. просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить. В обоснование своих доводов заявитель указывает на то, что судом не учтены требования пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ, статьи 2 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", параграфа 73 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24.12.1987 N 176 (в редакции Приказа Минавтотранса РСФСР от 12.06.1990 N 63), пункта 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ, пункта 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ, что привело, по его мнению, к принятию незаконного судебного акта.
Заявитель полагает, что в нарушение требований статьи 2 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" законодательным органом субъекта Российской Федерации при установлении порядка исчисления суммы единого налога не учтены в совокупности факторы, непосредственно влияющие на вмененный доход. Отсутствие возможности перевозить пассажиров сверх количества мест для сидения при осуществлении перевозок в режиме маршрутного такси, по мнению заявителя, является фактором, непосредственно влияющим на получение дохода от указанной деятельности, поскольку доход прямо зависит от количества пассажиров.
Таким образом, как полагает заявитель, при наличии противоречий Федеральному закону пункта 14.4 Положения N 238, суд в нарушение пункта 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ не применил нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу.
В заседании суда кассационной инстанции представитель инспекции по налогам и сборам доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклонил, просил решение и постановление апелляционной инстанций оставить без изменения.
Индивидуальный предприниматель Ш.В. надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако в заседании суда кассационной инстанции участия не принимал.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка предпринимателя Ш.В. по вопросу правильности исчисления и уплаты в бюджет единого налога за период с 01.11.2000 по 31.07.2002 по результатам которой составлен акт от 03.09.2002 N 07-13/316дсп и вынесено Решение от 30.09.2002 N 07-34/94 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 13630 руб. Этим же решением доначислено 68474 руб. единого налога и 13968,46 руб. пени за его несвоевременную уплату.
При разрешении спора судом установлено, что предприниматель, являясь плательщиком единого налога в сфере оказания на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутным такси (автобус "ПАЗ-32050 К", "ПАЗ - 32051 К") в проверяемый период исчислял и уплачивал единый налог исходя из количества пассажирских мест для сидения - 25 и 23.
Вывод налогового органа о занижении физического параметра посадочных мест основан на положении пункта 14.4 Постановления N 238, согласно которому под количеством посадочных мест следует понимать номинальную вместимость транспортного средства, определяемую техническим паспортом (при отсутствии данных в техническом паспорте - соответствующими справочниками, иной утвержденной технической документацией, на основании заключения транспортной инспекции) данного транспортного средства. Если номинальная вместимость транспортного средства превышает число мест для сидения, определенное техническим паспортом, для расчета единого налога принимается величина равная 75% номинальной вместимости, но не менее вышеуказанного количества мест для сидения.
Согласно технической документации, представленной Хабаровским краевым отделением Ространсинспекции, номинальная вместимость транспортного средства - 41 и 42 места, мест для сидения - 25 и 23.
Налоговый орган считает, что индивидуальному предпринимателю следовало применить физический параметр-единицу посадочного места - равный 31 и 32 (41 х 75% = 31>25), (42 х 75% = 32>23).
Проверяя на соответствие закону оспариваемое решение налогового органа, суд первой и апелляционной инстанций, ошибочно исходя из содержания упомянутой нормы, признал правомерным доначисление предпринимателю единого налога, пени и штрафа.
Из смысла нормы изложенной в абзаце 2 пункта 14.4 Положения N 238 следует, что плательщики налога, осуществляющие перевозки пассажиров маршрутными такси-автобусами обязаны учитывать кроме мест для сидения места для перевозки пассажиров стоя.
Между тем, как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, одним из условий договора, заключенного Администрацией города Хабаровска с предпринимателем Ш.В., является осуществление перевозки пассажиров только на местах для сидения.
Согласно пункту 10 Приложения N 1 к Закону Хабаровского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае" физическим параметром при оказании услуг на коммерческий основе по перевозке пассажиров маршрутными такси-автобусами является единица посадочного места в транспортном средстве.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход" вмененный доход представляет потенциально возможный валовый доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.
Доход от оказания услуг в сфере перевозок маршрутными такси-автобусами прямо зависит от количества пассажиров, перевезенных в определенный период времени.
Таким образом, отсутствие возможности перевозить в маршрутных такси пассажиров сверх количества мест для сидения является фактором, непосредственно влияющим на получение дохода от указанной деятельности.
Учитывая, что предприниматель Ш.В. осуществлял перевозку пассажиров в режиме маршрутного такси по количеству мест для сидения, он при исчислении единого налога правомерно не учитывал количество единиц физического параметра, превышающего число мест для сидения.
Абзац 2 пункта 14.4 Положения N 238 в части, устанавливающей, что плательщики при исчислении единого налога обязаны учитывать номинальную вместимость транспортного средства, противоречит Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд установив несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую силу.
При таких обстоятельствах у суда первой и апелляционной инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований заявителя, в связи с чем решение, постановление апелляционной инстанций подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 17.12.2002, постановление апелляционной инстанции от 12.02.2003 по делу N А73-9016/2002-3 (АИ-1/76) Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
Признать недействительным Решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Краснофлотскому району г. Хабаровска от 30.09.2002 N 07-34/94.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать индивидуальному предпринимателю Ш.В. справку о возврате государственной пошлины, оплаченной при подаче искового заявления, апелляционной и кассационной жалоб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 10 Приложения N 1 к Закону Хабаровского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае" физическим параметром при оказании услуг на коммерческий основе по перевозке пассажиров маршрутными такси-автобусами является единица посадочного места в транспортном средстве.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход" вмененный доход представляет потенциально возможный валовый доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.
...
Абзац 2 пункта 14.4 Положения N 238 в части, устанавливающей, что плательщики при исчислении единого налога обязаны учитывать номинальную вместимость транспортного средства, противоречит Федеральному закону."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 мая 2003 г. N Ф03-А73/03-2/944
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании