Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 августа 2004 г. N Ф03-А51/04-1/2257
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 октября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4168
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 19.02.2004, постановление от 20.04.2004 по делу N А51-13704/02 22-506 Арбитражного суда Приморского края, по иску Открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Владивостокского отделения "Дальэнергосбыт" к Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, Администрации Приморского края, Администрации г. Владивостока, Департаменту финансов Администрации Приморского края, 3-и лица: Финансовое управление Администрации г. Владивостока, общество с ограниченной ответственностью "Программы учета" о взыскании 1997,6 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 13.08.2004.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Владивостокского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации г. Владивостока о взыскании 1997 рублей 60 копеек, составляющих убытки от неполучения компенсаций за март 2001 года за предоставленные льготы по оплате электроэнергии категории граждан, проживающих по адресу: г. Владивосток, ул. Ивановская, 15 и имеющих право на льготу в соответствии с ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
К участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Финансовое управление Администрации г. Владивостока.
Решением суда от 18.02.2003, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.04.2003, требования истца удовлетворены за счет Администрации г. Владивостока.
Постановлением суда кассационной инстанции от 25.07.2003 указанные судебные акты отменены с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением от 25.11.2003 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РФ.
В качестве третьего лица на стороне истца привлечено ООО "Программы учета".
До принятия решения по делу, истец уточнил ответчика по делу и просил признать таковым Минфин РФ. А также уменьшил исковые требования до 1664 рублей 67 копеек.
При новом рассмотрении дела решением от 19.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.04.2004, требования истца удовлетворены в заявленном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", не выделялись.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О ветеранах" и на постановление губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387, где предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
Кроме того, считает, что в Приморский край из федерального бюджета выделено достаточно средств на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования Фонда компенсаций, являются необоснованными.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не приняли.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, ОАО "Дальэнерго" в лице Владивостокского отделения ДЭС в марте 2001 года предоставило льготу по оплате потребленной электроэнергии гражданам - ветеранам, проживающим в г. Владивостоке в доме N 15 по ул. Ивановской и имеющим право на 50% скидку в соответствии с ФЗ "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12.01.1995.
В результате предоставления указанной льготы, истец не получил доход в сумме 1664,67 рублей, некомпенсированный ему государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Арбитражный суд Приморского края на основе всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств правомерно отказал во взыскании убытков за счет средств бюджета муниципального образования г. Владивостока, поскольку денежные средства на финансирование данных расходов бюджету г. Владивостока в достаточном количестве не выделялись.
Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Таким образом, судом обеих инстанций правильно сделан вывод, что компенсация расходов, понесенных ОАО "Дальэнерго" при предоставлении льготы по оплате электроэнергии ветеранам, должна производиться из федерального бюджета.
Часть 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" устанавливает, что расходы государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и имеют целевое назначение.
Правительством РФ в рассматриваемый период не определен порядок возмещения расходов, понесенных субъектами Федерации и муниципальными образованиями, в связи с предоставлением льгот ветеранам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий.
Доводы заявителя жалобы о том, что в Приморский край из федерального бюджета выделено достаточно средств на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования Фонда компенсаций, являются необоснованными.
Действительно ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" запланированы и переданы Приморскому краю из Фонда компенсаций 76241 тыс. руб. (Приложение N 27 "Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение потерь в связи с изменением объема порядка формирования Фонда компенсаций").
Однако, целевое выделение денежных средств на исполнение ФЗ "О ветеранах" по предоставлению льгот по жилищно-коммунальным услугам Законом о федеральном бюджете на 2001 год не предусмотрено.
Как установлено судом, в бюджете Приморского края запланировано и передано в бюджет г. Владивостока на оплату жилья и коммунальных услуг 78839 тыс. рублей. Указанное подтверждается Приложением 7 к Закону Приморского края от 20.04.2001 N 135-КЗ "О краевом бюджете на 2001 год".
Поскольку денежные средства из федерального бюджета на финансирование льгот ветеранам по оплате электроэнергии Приморскому краю целевым назначением в 2001 году не передавались, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.02.2004 и постановление от 20.04.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-13704/02 22-506 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 августа 2004 г. N Ф03-А51/04-1/2257
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании