Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 августа 2004 г. N Ф03-А59/04-1/2276
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Сахалинской области на решение от 23.04.2004 по делу N А59-3933/03-С17 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Федерального государственного унитарного авиационного предприятия "Авиакомпания "Сахалинские авиатрассы" к Министерству финансов РФ в лице УФК по Сахалинской области, Финансовому управлению Администрации Смирныховского района, отделу социальной защиты населения Смирныховского района, Департаменту социальной защиты населения Сахалинской области, Главному финуправлению Администрации Сахалинской области о взыскании 50000 рублей.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ постановление кассационной инстанции в полном объеме изготовлено 13.08.2004.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Авиакомпания "Сахалинские авиатрассы" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к отделу социальной защиты населения Смирныховского района, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Департаменту соцзащиты населения Сахалинской области, Финансовому управлению Администрации Смирныховского района о взыскании 135255 рублей (с учетом уточненных требований) убытков в связи с предоставлением льгот инвалидам и лицам их сопровождающим по оплате проезда воздушным транспортом.
Решением суда от 23.04.2004 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на статью 84 БК РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Правильность судебного акта проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 284, 286 АПК РФ по жалобе Минфина РФ в лице УФК по Сахалинской области, считающего решение суда от 23.04.2004 необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд неправомерно возложил на него ответственность, поскольку органами государственной власти РФ в 2000 году был решен вопрос об обеспечении органов государственной власти субъекта РФ финансовыми ресурсами на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов".
Поскольку истцом не доказаны вина государственных органов и наличие причинной связи между их действиями и возникновением убытков у истца, то, по утверждению заявителя, суд необоснованно применил к рассматриваемому случаю статью 1069 ГК РФ.
Также, заявитель жалобы ссылается на пропуск истцом срока исковой давности. Истец может требовать возмещения расходов, считает он, только за декабрь 2000 года.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не приняли.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает жалобу несостоятельной.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ФГУП "АК "Сахалинские авиатрассы" в 2000 году предоставило инвалидам и лицам их сопровождающим льготы по оплате воздушной перевозки в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", в результате чего предприятием недополучены доходы в сумме 135255 рублей.
В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ данные расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Арбитражный суд Сахалинской области на основе всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств правомерно взыскал убытки, образовавшиеся у истца в связи с предоставлением льгот по оплате проезда, с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставлено право бесплатного проезда во всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
Статьей 4 названного Закона установлено, что к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.
Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Финансирование на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" из федерального бюджета в бюджет Сахалинской области не производилось. Указанное подтверждается ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" от 31.12.1999 N 227.
Приложением 4 к Закону Сахалинской области от 30.12.1999 N 150 "Об областном бюджете на 2000 год" предусмотрена передача Смирныховскому району государственных полномочий Сахалинской области на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в сумме 262 тыс. рублей.
Поскольку Минфин РФ, в порядке статьи 65 АПК РФ, доказательств выделения целевым назначением на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" из федерального бюджета средств бюджету Сахалинской области не предоставил, то суд первой инстанции правомерно возложил на него ответственность за причиненные истцу убытки и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно указанным нормам закона, освободив от ответственности субъект и муниципальное образование.
Кроме того, доводы заявителя о пропуске истцом срока исковой давности являются безосновательными, поскольку истец обратился с иском в пределах установленного статьей 196 ГК РФ трехгодичного срока исковой давности.
В соответствии со статьей 200 ГК РФ начало течения срока исковой давности следует исчислять с 01.01.2001, то есть когда по окончанию финансового года и предоставлению годового отчета работы предприятия истец узнал о возникших у него убытках.
Таким образом, оснований для изменения данного судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.04.2004 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-3933/03-С17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 августа 2004 г. N Ф03-А59/04-1/2276
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании