Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 декабря 1998 г. N Ф03-А51/98-1/1318
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от ответчика - Перловская А.Н., юрисконсульт, доверенность N 9 от 12.02.98 г., рассмотрел кассационную жалобу Мэрии г. Владивостока на решение от 13.08.98 г. по делу N А51-5257/98 23-135 Арбитражного суда Приморского края, по иску Унитарного предприятия "Водопроводно-канализационного хозяйства", г. Владивосток к Городскому кожно-венерологическому диспансеру, мэрии г. Владивостока о взыскании 77856 рублей 11 копеек.
МУПП "Водопроводно-канализационное хозяйство" обратилось в арбитражный суд Приморского края с иском к Городскому кожно-венерологическому диспансеру о взыскании долга в сумме 77856 рублей 11 копеек за оказанные услуги водоснабжения и канализации по договору N 1061 от 22.05.97 г.
Определением от 22.06.98 г. с согласия истца арбитражный суд в качестве второго ответчика по делу привлек Мэрию г. Владивостока.
Обжалуя судебные акты, Мэрия г. Владивостока считает, что суд неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства, чем нарушил ст. 59 АПК РФ. Согласно Постановления губернатора Приморского края от 20.01.97 г. N 23 "Об оказании медицинских услуг населению на 1997 г." финансирование Городского кожно-венералогического диспансера должно было осуществляться как за счет денежных средств муниципальной системы здравоохранения, так и за счет государственной. Но фактически финансирование было полностью возложено на муниципальный бюджет.
Постановлением Мэра г. Владивостока N 1438 от 04.06.97 г. "Об утверждении бюджета г. Владивостока на 1997 г." (приложение N 3) все муниципальные учреждения были включены в расходную часть бюджета города при условии передачи краевым бюджетом источников доходов. Несмотря на отсутствие дотаций из краевого бюджета Мэрия изыскала возможности финансирования учреждений здравоохранения, т.е. проявила ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась. В связи с чем, согласно ст. 401 ГК РФ не может быть признана виновной в нарушении обязательств еще и потому, что не является стороной по договору.
Представленная справка банка об отсутствии денежных средств на расчетном счете ответчика не может быть принята со внимание судом на том основании, что расчеты та платные услуги диспансером производятся через кассу и учитываются по бухгалтерским данным в кассовой книге учреждения.
Для привлечения Мэрии к субсидиарной ответственности недостаточно установления факта отсутствия денежных средств на расчетном счете у ответчика, следует установить факт отсутствия или недостаточности иных доходов и приобретенного на них имущества, которое находится на отдельном балансе. Имущество, приобретенное учреждением на доходы от своей деятельности может быть объектом взыскания по долгам.
Отзыв на кассационную жалобу истец не представил.
В судебное заседание представитель заявителя жалобы не явился.
Возражая против доводов жалобы, представитель диспансера пояснил, что привлечение Мэрии г. Владивостока к ответственности является вполне закономерным. Согласно Устава городского клинического кожно-венерологического диспансера собственником его имущества является Мэрия. Недостаточность денежных средств подтверждена справками банков. Постановление Мэра г. Владивостока "Об утверждении бюджета г. Владивостока на 1997 г." в части исключения учреждений здравоохранения из перечня объектов по финансированию, является незаконным. Выделенные денежные средства Мэрией для оплаты услуг в размере 75500 рублей явно не соответствуют требуемой сумме. Оказанные платные услуги диспансером в 1997 году являются весьма незначительными, составили 608 рублей 77 копеек, которые не могли быть достаточными для погашения долга истцу.
Проверив имеющиеся в деле материалы, выслушав возражение представителя городского кожно-венерологического диспансера на доводы заявителя жалобы. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела по договору от 22.05.97 г. N 1061 МУПП "Водопроводпо-капализациопное хозяйство" оказывало услуги водоснабжения и канализации Городскому кожно-венерологическому диспансеру, оплата которых производилась на основании платежных требований, что соответствовало пунктам 4.1-4.4 договора. С августа 1997 г. Мэрия г. Владивостока прекратила финансирование учреждений здравоохранения, в связи с чем, за диспансером перед истцом образовалась задолженность в сумме 77856 рублей 11 копеек, что понудило последнего обратиться в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования за счет Мэрии г. Владивостока, арбитражный суд сослался на статью 120 ГК РФ, в соответствии которой собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его долгам в случае недостаточности денежных средств самого учреждения. Согласно п. 3 названной статьи обязанности правового положения отдельных видов учреждений определяется законом и иными правовыми актами.
Городской кожно-венерологический диспансер входит в муниципальную систему здравоохранения.
В соответствии со ст. 13 Основ законодательства РФ от 22.07.93 г. "Об охране здоровья граждан" финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5.1, 5.2 Устава муниципального медицинского учреждения "Городской кожно-венерологический диспансер" его имущество является муниципальной собственностью г. Владивостока и передается диспансеру в оперативное управление. ГКВД является самостоятельным хозяйствующим субъектом и осуществляет свою деятельность на принципах частичного бюджетного финансирования, хозрасчета, самоокупаемости и самофинансирования. Источниками формирования финансовых ресурсов его являются средства бюджета, страховых организаций, за медицинские услуги, определяемые договорами на предоставление медицинских услуг, доходы, полученные от выполнения работ, услуг, а также других видов хозяйственной деятельности (л.д. 29-30).
Рассматривая дело, арбитражный суд возложил ответственность на Мэрию г. Владивостока, поскольку пришел к выводу об отсутствии у диспансера денежных средств. Данный вывод основан на справках Дальневосточного банка от 19.06.98 г. N 12/05 от 11.06.98 г. N 98/12/05 и АКБ "Приморье" от 15.06.98 г. N 04/1-2355, подтверждающих отсутствие на лицевом счете диспансера бюджетных средств, достаточных для уплаты долга.
Вывод суда о том, что расходы, понесенные диспансером, должны возмещаться за счет средств бюджета, является ошибочным. Закон предусматривает ответственность учреждения здравоохранения по своим обязательствам всеми, находящимися в его распоряжении денежными средствами, в том числе и полученными от осуществления разрешенных видов предпринимательской деятельности.
В материалах дела имеются документы (договор на оказание платных услуг, прейскуранты на платные услуги поликлиники и отделения, договоры аренды муниципального имущества), которые позволяют сделать вывод о наличии у диспансера доходов, кроме бюджетного финансирования.
Вывод суда, что арендная плата за занимаемые коммерческими фирмами площади перечисляются непосредственно в комитет по управлению имуществом города не подтвержден соответствующими документами, а из содержания договоров этого не усматривается.
Кроме того, условиями договора от 22.05.97 г. N 1061, заключенным между истцом и кожно-венерологическим диспансером обязанность Мэрии возмещать ответчику расходы, возникшие в связи с неисполнением обязательств по самостоятельно совершенным сделкам, не предусмотрена.
Мэрия участником договора от 22.05.97 г. не является, в связи с чем обязательства по данному договору не создают обязанности для нее в силу п. 3 ст. 308 ГК РФ. Какие-либо соглашения, предусматривающие обязанность Мэрии перед диспансером о возмещении ему расходов по оплате услуг по настоящему договору не заключались.
В соответствии ст. 53 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. ГКВД не представил доказательства недостаточности денежных средств или имущества, приобретенного в результате предпринимательской деятельности, для погашения задолженности по договору.
Его выводы о неисполнении обязательств по договору в связи с прекращением бюджетного финансирования с августа 1997 г. не имеют правового значения для рассмотрения данного спора.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 309 ГК РФ исковые требования в сумме основного долга должны быть удовлетворены сторонок по договору - ГКВД.
В нарушение п. 3 ст. 5 Закона о государственной пошлине первой и апелляционной инстанцией с Мэрии г. Владивостока взыскана госпошлина по иску и апелляционной жалобе в сумме 4503 рублей 52 копеек, которая подлежит - возврату из федерального бюджета.
Неправильное применение норм материального и процессуального права привело к принятию незаконного решения и постановления, которые подлежат отмене.
Поскольку у кассационной инстанции отсутствуют сведения об исполнении исполнительных листов от 02.10.98 г., 16.10.98 г. по решению первой и постановлению апелляционной инстанций, то поворот исполнения судебных актов произвести Арбитражному суду Приморского Края в порядке ст. 208-209 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 13.08.98 г., постановление от 28.09.98 г. по делу N А51-5257/98 23-135 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Взыскать с городского кожно-венерологического диспансера в пользу муниципального унитарного производственного предприятия "Водопроводно-канализационного хозяйства" сумму основного долга 77856 рублей 41 копейка.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Приморского края.
Мэрию г. Владивостока от ответственности освободить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 декабря 1998 г. N Ф03-А51/98-1/1318
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании