Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 ноября 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3230
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 16.07.2004 по делу N А04-1570/04-4/66 Арбитражного суда Амурской области, по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Забайкальская железная дорога" в лице Белогорской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения Забайкальской ж/д к Министерству финансов РФ, финансововму департаменту Администрации Амурской области, третьи лица: Управление внутренних дел Амурской области, Министерство внутренних дел РФ, Финансовое управление Администрации г. Белогорска о взыскании 23087 руб. 93 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2004 года.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Забайкальская железная дорога" в лице Белогорской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения Забайкальской железной дороги обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов РФ, Финансовому департаменту администрации Амурской области о взыскании 23087,93 рублей убытков, возникших в связи с предоставлением в первом полугодии 2002 года отдельным категориям граждан льгот по оплате коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ "О милиции".
В порядке ст. 48 АПК РФ произведена замена истца по делу ФГУП "Забайкальская железная дорога" на ОАО "Российские железные дороги".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление внутренних дел Амурской области, Министерство внутренних дел РФ, Финансовое управление администрации г. Белогорска.
Решением от 16.07.2004 исковые требования ОАО "Российские железные дороги" удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "О милиции" от 18.04.1991 N 1026-1, выделялись не в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с состоявшимся по делу решением от 16.07.2004, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что в Приложении N 13 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи военнослужащим, сотрудникам милиции, органов внутренних дел, налоговой полиции, должностным лицам таможенных органов субъекту РФ - Амурская область было запланировано 20095,0 руб.
Указывает на то, что данные средства в доход бюджета Амурской области поступили в полном объеме, поэтому ответственность по возмещению убытков истцу не может быть отнесена на Министерство финансов РФ.
Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что согласно ст. 264 Бюджетного кодекса РФ исполнение федерального закона завершается 31 декабря, что исключает на момент рассмотрения настоящего спора возмещение понесенных организацией, предоставляющей льготы, расходов за счет названного бюджета.
Стороны, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании кассационной инстанции не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого по делу решения, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, ФГУП "Забайкальская железная дорога" в лице Белогорской дистанции гражданских сооружений водоснабжения и водоотведения Забайкальской железной дороги за счет собственных средств в первом полугодии 2002 года при расчетах за коммунальные услуги предоставляло гражданам, уволенным в запас или в отставку из органов внутренних дел РФ, льготы в размере 50% от стоимости коммунальных услуг во исполнение ФЗ "О милиции", в результате чего понесло убытки, которые были частично возмещены администрацией МО г. Белогорска.
Всего за данный период истец предоставил льгот на сумму 41241 руб. 80 коп., что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.
Поскольку расходы в сумме 23087,93 руб. в спорный период администрацией МО г. Белогорска компенсированы не были, поэтому ФГУП "Забайкальская железная дорога" обратилось с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд правомерно руководствовался ст. 30 Закона РФ "О милиции", устанавливающей сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей 50% скидку при оплате коммунальных услуг, которая компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.
В силу ст. 35 названного Закона финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального, областного и муниципального бюджетов.
Таким образом, компенсирование средств от предоставления соответствующих льгот поставлено в зависимость от источника содержания соответствующего органа внутренних дел.
В соответствии со ст.ст. 7, 8, 9 Закона "О милиции" милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию, финансирование которой осуществляется из федерального бюджета, и милицию общественной безопасности, источником финансирования которой закон указывает федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты, в зависимости от уровня власти, принявшего решение о ее создании.
Поскольку в материалах дела представлены расчеты и списки граждан, уволенных в запас или в отставку из органов внутренних дел РФ, с указанием источника финансирования - федеральный бюджет, поэтому суд правомерно пришел к выводу о том, что финансирование данной категории льготников производится за счет федерального бюджета.
Согласно п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование этого должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, ст.ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено выделение бюджету Амурской области на возмещение льгот по оплате ЖКУ, услуг связи сотрудникам милиции, органов внутренних дел в размере 20095 тыс. руб. Указанные средства полностью распределены между муниципальными образованиями Амурской области, в том числе МО г. Белогорск выделено 1635 тыс. рублей.
Доказательств нецелевого использования субъектом данных денежных средств в деле не имеется.
Поскольку объем переданных субвенций и дотаций органами государственной власти РФ не покрывает расходы на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ "О милиции", поэтому арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно ст.ст. 16, 1069 ГК РФ.
Исходя из изложенного, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 16.07.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1570/04-4/66 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 ноября 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3230
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании