Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 ноября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3403
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 24.06.2004, постановление от 11.08.2004 по делу N А51-14/2004 7-18 Арбитражного суда Приморского края, по иску Муниципального унитарного предприятия г. Владивостока "Производственный жилищно-эксплуатационный трест N 4" к Администрации г. Владивостока, Управлению ЖКХ администрации г. Владивостока, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 4422483 руб. 37 коп.
Резолютивная часть постановления от 09 ноября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2004 года.
Муниципальное унитарное предприятие г. Владивостока "Производственный жилищно-эксплуатационный трест N 4" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к администрации г. Владивостока, Управлению ЖКХ администрации г. Владивостока, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 3538644 руб. долга по договорам N 06-224/02 и N 06-226/02, 271686 руб. 76 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот, финансируемых за счет средств местного бюджета, 604731 руб. 61 коп. расходов, финансируемых из федерального бюджета (с учетом уточненных требований).
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Финансовое управление администрации г. Владивостока.
Решением от 24.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.08.2004, исковые требования истца удовлетворены в полном объеме. С казны РФ в лице Министерства финансов РФ взыскано 604731 руб. 61 коп. убытков, с казны муниципального образования в лице администрации МО г. Владивостока взыскано 3538644 руб. основного долга и 271686 руб. 76 коп. убытков.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице Управления Федерального казначейства (УФК) по Приморскому краю, предлагающего судебные акты отменить в части взыскания с него убытков.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О ветеранах", где предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
Указывает на то, что суд необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставленной льготы реабилитированным лицам, так как в соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419 возмещение данных расходов производится за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Также заявитель жалобы ссылается на то, что источником финансирования льгот по реализации Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", и следовательно, нести ответственность, должен не только федеральный бюджет, а также бюджет субъекта РФ, так как этот вопрос социальной защиты отнесен Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ к предметам их совместного ведения, и на необоснованное включение в стоимость услуг, предъявленных к возмещению, налога на добавленную стоимость.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене судебных актов, находя их законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, МУП г. Владивостока "ПЖЭТ N 4" с 01.07.2003 по 30.09.2003 на основании договоров N 06-224/02, N 06-226/02, заключенных с УЖКХ администрации г. Владивостока, предоставило льготы по оплате жилья гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О донорстве крови и ее компонентов" на сумму 604731 руб. 61 коп.
В связи с невозмещением указанных расходов предприятию государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истец обратился с настоящим иском.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.
При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому Закону.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 определено Министерство финансов РФ.
Как установлено судом, финансирование на реализацию ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета в бюджет Приморского края не производилось. Указанное подтверждается ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" N 176-ФЗ от 24.12.2002.
Вместе с тем, согласно Закону Приморского края "О краевом бюджете на 2003 год", в составе расходов бюджета Приморского края утверждены финансовые средства для передачи муниципальным образованиям на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах" и в части льгот по оплате коммунальных услуг в сумме 259035 тыс. руб., в том числе г. Владивостоку 96562 тыс. руб.
Поскольку денежные средства из федерального бюджета на финансирование льгот ветеранам по оплате жилья Приморскому краю целевым назначением в 2003 году не передавались, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Согласно пункту 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 N 419) расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам, производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Из материалов дела видно и судом установлено, что на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" из федерального бюджета через краевой бюджет МО г. Владивосток выделено 1452 тыс. руб.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса РФ обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг. При этом статьей 4 названного Закона предусмотрено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
Как установлено судебными инстанциями, в бюджетах администрации Приморского края и администрации г. Владивостока отсутствуют соответствующие статьи расходов на компенсацию предоставляемых льгот по оплате коммунальных услуг лицам, награжденным знаком "Почетный донор России". На федеральном уровне вопрос финансирования и распределения указанных расходов между соответствующими бюджетами не урегулирован.
Арбитражный суд Приморского края, удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, правомерно сослался на Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О, исходя из конституционно-правового смысла которого, впредь до урегулирования возникших правоотношений Федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Указанная правовая позиция следует из положений Конституции РФ и обеспечивает реализацию прав и законных интересов граждан и организаций.
В связи с указанным суд обеих инстанций правомерно удовлетворил исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Доводы заявителя жалобы на включение истцом в стоимость компенсации налога на добавленную стоимость не подтверждается материалами дела. Кроме того, сумма иска составляет 50% стоимости, выставляемой физическим лицам за оплату жилищно-коммунальных услуг, которые не являются плательщиками этого налога.
В остальной части решение и постановление соответствуют закону и не обжалуются сторонами.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 24.06.2004 и постановление от 11.08.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-14/2004 7-18 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 ноября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3403
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании