Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 ноября 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3231
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 19.07.2004 по делу N А04-1692/04-11/26 Арбитражного суда Амурской области, по иску Открытого акционерного общества "Райчихинскгаз" к Администрации Михайловского района Амурской области, Министерству финансов РФ, Финансовому департаменту администрации Амурской области, 3-е лицо: Финансовое управление администрации Михайловского района о взыскании 162398 рублей 41 копейки.
Резолютивная часть постановления от 26 октября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2004 года.
Открытое акционерное общество "Райчихинскгаз" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к администрации Михайловского района Амурской области, Министерству финансов РФ, Финансовому департаменту администрации Амурской области о взыскании 162398 рублей 41 копейки, составляющих выпадающие доходы от предоставления в 2002-2003 годах отдельной категории граждан льгот по оплате за газ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Финансовое управление администрации Михайловского района.
До принятия решения по делу истец в порядке статьи 49 АПК РФ неоднократно уточнял размер исковых требований в связи с частичным погашением муниципальным образованием задолженности и в итоге просил взыскать 3103 рубля убытков, связанных с предоставлением льгот военнослужащим.
Решением суда от 19.07.2004 с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу истца взыскано 3103 рубля убытков. В иске к остальным ответчикам отказано.
Возлагая ответственность на Минфин РФ, суд указал на то, что субъекту федерации не было выделено из федерального бюджета достаточно денежных средств для компенсации льгот военнослужащим, а также сослался на то, что в нарушение ст. 130 БК РФ выделенная сумма была направлена на реализацию льготного обеспечения всего комплекса ЖКУ, а не только на компенсацию оплаты за газ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Правильность судебного акта проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области, где ставится вопрос об отмене решения как незаконного.
По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку военнослужащие проживают в муниципальном жилищном фонде, то в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" финансирование льгот по оплате коммунальных услуг происходит за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Также считает, что на основании ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" из федерального бюджета в доход Амурской области было выделено достаточно денежных средств для финансирования льготы по оплате коммунальных услуг военнослужащим, сотрудникам милиции, органов внутренних, налоговой полиции, и суд не исследовал документы, подтверждающие потребность субъекта РФ в финансировании в большем размере. В связи с чем вина Минфина РФ в неисполнении обязательств отсутствует.
Представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явились.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, ОАО Райчихинскгаз" за период с 01.01.2002 по 01.07.2002 за счет собственных средств предоставило льготы по оплате за газ в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих", в результате чего обществом недополучены доходы в сумме 3103 рубля.
Ввиду невозмещения понесенных расходов истцу, предъявлен настоящий иск.
Согласно п. 10 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ с последующими редакциями (пункт 10, действовавший до 01.07.2002) расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, производятся по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, за счет средств федерального бюджета, а по иному жилищному фонду - за счет средств бюджетов субъектов РФ. Вместе с этим Закон устанавливает компенсацию субъектам Российской Федерации указанных расходов в порядке, определенном Правительством РФ.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации в виде субвенций и субсидий.
Судом установлено, что Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено выделение денежных средств из федерального бюджета по оплате льгот, в том числе военнослужащим. Амурской области на указанные цели перечислено 20095 тыс. рублей.
В соответствии со статьей 38, Приложением N 14 к Закону Амурской области "Об областном бюджете на 2002 г." от 11.01.2002 N 64-ОЗ указанные средства в полном объеме распределены между городами и районами области, в том числе Михайловскому району выделено 165,4 тыс. рублей.
Доказательств нецелевого использования субъектом данных средств в деле не имеется.
Поскольку государственные полномочия по предоставлению установленных ФЗ "О статусе военнослужащих" льгот профинансированы из федерального бюджета не в полном объеме, арбитражный суд правомерно взыскал убытки истца на основании ст.ст. 16, 1069 ГК РФ за счет казны Российской Федерации, которую представляет Министерство финансов РФ.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии документов, подтверждающих потребность субъекта РФ в финансировании в большем размере, не могут служить основанием к освобождению от ответственности Российской Федерации в лице Минфина РФ за невыполнение государственных полномочий.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, решение суда принято с соблюдением норм материального и процессуального права и отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.07.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1692/04-11/26 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 ноября 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3231
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании