Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 ноября 2004 г. N Ф03-А59/04-2/2826
(извлечение)
См. также Определения Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 марта 2005 г. N Ф03-А59/05-2/84 и от 13 июля 2005 г. N Ф03-А59/05-2/1693
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Углегорскому району Сахалинской области на постановление от 14.07.2004 по делу N А59-1428/04-С5 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Углегорскому району Сахалинской области к Государственному учреждению - Отделу вневедомственной охраны при отделе внутренних дел администрации Углегорского района Сахалинской области о взыскании 39266 руб.
Резолютивная часть постановления от 10 ноября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2004 года.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Углегорскому району Сахалинской области (далее - Инспекция; налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о взыскании с Государственного учреждения - Отдела вневедомственной охраны при отделе внутренних дел администрации Углегорского района Сахалинской области (далее - Отдел вневедомственной охраны) 39266 руб., составляющие налоговую санкцию по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Решением суда от 18.05.2004 с Отдела вневедомственной охраны взыскано 5000 руб. и государственная пошлина в сумме 250 руб. Судебный акт мотивирован тем, что последний является плательщиком налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Суд пришел к выводу о правомерном привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за неуплату НДС, вместе с тем, счел возможным уменьшить штраф, установив смягчающие ответственность обстоятельства.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.07.2004 решение суда отменено со ссылкой на подпункт 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ, в соответствии с которым у Отдела вневедомственной охраны отсутствует объект налогообложения по НДС.
Не согласившись с судебным актом второй инстанции, Инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение апелляционной инстанцией норм налогового законодательства, в частности пункта 5 статьи 173 НК РФ. Отдел вневедомственной охраны выставлял счета-фактуры за оказанные услуги по охране объектов с НДС, поэтому, по мнению налогового органа, должен был перечислить этот налог в бюджет в установленные в Налоговом кодексе РФ сроки и не подлежит освобождению от ответственности за неуплату налога ввиду несоблюдения пункта 4 статьи 81 НК РФ. Одновременно заявитель просил рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако в суд кассационной инстанции не прибыли.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает необходимым изменить постановление апелляционной инстанции исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, налоговым органом по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2003 года, представленной Отделом вневедомственной охраны, принято решение от 11.03.2003 N 06-02-01/54 о привлечении последнего к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 39266 руб. за неуплату НДС.
Основанием для привлечения к налоговой ответственности, как указано в решении Инспекции, явилось то, что Отдел вневедомственной охраны НДС за 4 квартал 2003 года в сумме 196330 руб. в срок до 20.01.2004, установленный в соответствии с пунктом 1 статьи 174 НК РФ, не уплатил, а, подав 06.02.2004 уточненную налоговую декларацию, перечислил только НДС без причитающихся за этот период пеней. Налоговый орган, руководствуясь пунктом 4 статьи 81 НК РФ, не усмотрел оснований для освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности.
Апелляционная инстанция, рассматривая спор, правомерно указала на то, что в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязанность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, актами местного самоуправления.
Подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел, согласно статей 9, 10 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (с изменениями и дополнениями), являются составной частью милиции общественной безопасности и на них возложена функция по охране имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров. В соответствии с упомянутым выше Законом милиция Российской Федерации, определена как система органов государственной исполнительной власти.
Поскольку обязанность по оказанию услуг по охране имущества физических и юридических лиц возложена на подразделения вневедомственной охраны как исключительные полномочия в сфере деятельности ОВД (милиции), то суд второй инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Отдела вневедомственной охраны объекта налогообложения по НДС по выполненным им услугам.
Вместе с тем, апелляционной инстанцией не учтено то обстоятельство, и это не оспаривается лицами, участвующими в деле, что Отдел вневедомственной охраны выставлял счета-фактуры с НДС, который был уплачен покупателями услуг, поэтому в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ должен был исчислить и уплатить полученный НДС в бюджет. Кроме того, в этом случае, в силу пункта 5 статьи 174 НК РФ Отдел вневедомственной охраны обязан представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как установлено судом и также не оспаривается Отделом вневедомственной охраны, уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2003 года подана и уплата НДС произведена 06.02.2004, то есть после установленного пунктом 1 статьи 174 НК РФ срока для уплаты НДС - 20.01.2004. При этом соответствующая сумма пени за несвоевременную уплату налога последним не перечислена.
При таких обстоятельствах, с учетом положений пункта 4 статьи 81 НК РФ, отсутствуют правовые основания для освобождения Отдела вневедомственной охраны от налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
В то же время не может быть оставлено в силе решение суда первой инстанции, так как судом допущены нарушения норм материального права, а именно: не применены нормы, подлежащие применению, в частности пункт 5 статьи 173 НК РФ; в нарушение статьи 5 Закона РФ "О государственной пошлине" с Отдела вневедомственной охраны - Государственного учреждения взыскана государственная пошлина в сумме 250 руб., а также его решение (резолютивная часть) не содержит выводов относительно суммы штрафа, во взыскании которой отказано Инспекции.
Принимая во внимание, что судом установлено наличие смягчающих ответственность обстоятельств, то по правилам статей 112, 114 НК РФ размер штрафа подлежит уменьшению до 5000 руб.
Учитывая изложенное выше и исходя из доводов кассационной жалобы, кассационная инстанция считает необходимым отменить постановление апелляционной инстанции в части отказа во взыскании с Отдела вневедомственной охраны налоговой санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 5000 руб. и в этой части - удовлетворить требования налогового органа. В остальном судебный акт второй инстанции оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 14.07.2004 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-1428/04-С5 в части отказа в удовлетворении требований Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Углегорскому району Сахалинской области во взыскании 5000 руб. отменить.
Взыскать с Государственного учреждения - Отдела вневедомственной охраны при отделе внутренних дел администрации Углегорского района Сахалинской области налоговую санкцию по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 5000 руб.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Сахалинской области.
В остальной части постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 ноября 2004 г. N Ф03-А59/04-2/2826
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании