Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 ноября 2004 г. N Ф03-А73/04-1/3390
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Солобнева О.В. - юрисконсульт по доверенности N 66 от 01.09.2004, Коломеец С.П. - бухгалтер по доверенности N 2 от 16.01.2004, от ответчика: Минфина Хабаровского края - Тимошенко С.Н. - консультант по доверенности N 19-11/2168 от 15.12.2003, Финдепартамента г. Хабаровска - Малашкин Д.Л. - главный специалист по доверенности N 04-02/468 от 16.03.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 25.06.2004, постановление от 27.08.2004 по делу N А73-8716/2003-32 (АИ-1/937/2004-24) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Домоуправления N 3 Хабаровской КЭЧ к Министерству финансов Хабаровского края, администрации Хабаровского края, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска, Министерству финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю, 3-е лицо: Управление социальной защиты населения комитета по управлению Центральным округом о взыскании 328248 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2004 года.
Домоуправление N 3 Хабаровской КЭЧ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Министерству финансов Хабаровского края, администрации Хабаровского края, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска, Министерству финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю о взыскании 328248 рублей выпадающих доходов в 2002 году в связи с предоставлением льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Управление социальной защиты населения комитета по управлению Центральным округом.
Решением от 08.12.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.02.2004, исковые требования удовлетворены частично. С Министерства финансов Хабаровского края взыскано 219574 рубля 38 копеек, во взыскании остальной суммы отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.03.2004 указанные судебные акты отменены с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением от 25.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.08.2004, требования истца удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в сумме 219574 рублей 38 копеек, поскольку последний не обеспечил субъект РФ финансовыми средствами для компенсации расходов, связанных с реализацией льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. Во взыскании остальной суммы отказано.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284-286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Министерства финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю, в которой ставится вопрос об их отмене.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что у истца отсутствует право на предъявление имущественных требований к казне Российской Федерации, так как истребуемая сумма представляет собой расходы, образовавшиеся у бюджетного учреждения в результате финансируемой собственником деятельности для которой истец был создан.
Также считает, что ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено предоставление дополнительных средств бюджетам субъектов РФ - поступления от налога на доходы физических лиц, а их целевой характер предусмотрен Методикой расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2002 год.
Как установлено из материалов дела, Домоуправление N 3 Хабаровской КЭЧ в период с 01.01.2002 по 31.12.2002 предоставляло жилищно-коммунальные услуги ряду категорий граждан (ветеранам боевых действий, инвалидам и участникам ВОВ, членам семей погибших участников ВОВ, ветеранам военной службы, несовершеннолетним узникам фашистских лагерей), проживающим в обслуживаемом истцом жилом фонде, при оплате которых учитывалась льготная скидка в размере 50% на основании ФЗ "О ветеранах".
Некомпенсированные истцу выпадающие доходы от предоставления указанной льготы составили истребуемую сумму в соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на реализацию указанных льгот, предоставленных ветеранам, производятся за счет бюджета субъекта федерации.
Правительством РФ в рассматриваемый период не определен порядок возмещения расходов, понесенных субъектами Федерации и муниципальными образованиями, в связи с предоставлением льгот ветеранам.
Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе на органы государственной власти субъекта федерации, в силу ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, относится к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" не было предусмотрено направление целевых денежных средств на реализацию ФЗ "О ветеранах" в бюджет Хабаровского края.
Вместе с тем, Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" предусмотрено направление денежных средств на реализацию Закона "О ветеранах" в сумме 587377 тыс. руб.
Доводы Министерства финансов РФ о том, что финансирование расходов на реализацию льгот по социальной защите ветеранов в части, отнесенной законом к полномочиям субъекта федерации, должно осуществляться самим субъектом из источников формируемых за счет собственных средств, не соответствует статьям 84, 130 БК РФ о целевом направлении средств федерального бюджета в бюджет нижестоящих уровней на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
Поскольку денежные средства из федерального бюджета на финансирование льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг Хабаровскому краю целевым назначением в 2002 году не передавались, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии у истца права на предъявление иска подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку, как правомерно указал суд апелляционной инстанции ГК РФ не исключает возможности наличия убытков у организаций любой форм собственности. Кроме того, в 2002 году статья бюджета 110760, по которой домоуправлениям возмещались убытки, связанные с предоставлением льгот, отменена.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 25.06.2004 и постановление от 27.08.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-8716/2003-32 (АИ-1/937/2004-24) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 ноября 2004 г. N Ф03-А73/04-1/3390
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании