Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 ноября 2004 г. N Ф03-А59/04-2/2071
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: ООО "Углегорское АТП N 3" - Конников И.И., заместитель директора по доверенности N 2 от 05.01.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Углегорскому району Сахалинской области, общества с ограниченной ответственностью "Углегорское автотранспортное предприятие N 3" на решение от 25.02.2004, постановление апелляционной инстанции от 07.05.2004 по делу N А59-3950/2003-С15 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Углегорскому району Сахалинской области к обществу с ограниченной ответственностью "Углегорское автотранспортное предприятие N 3" о взыскании 581544,77 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2004 года.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Углегорскому району Сахалинской области обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском о взыскании с ООО "Углегорское автотранспортное предприятие N 3" задолженности по страховым взносам, пени и штрафа в общей сумме 581544,77 руб.
Решением суда от 25.02.2004 исковые требования удовлетворены частично. Взыскана задолженность по страховым взносам в сумме 366261,51 руб. и пени - 142030,95 руб. Во взыскании штрафа в сумме 73252,31 руб. отказано на том основании, что Закон "Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации" N 167-ФЗ от 15.12.2001 и Налоговый кодекс РФ не предусматривают право органов Пенсионного фонда обращаться в суд с исками о взыскании штрафов по решениям налогового органа.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.05.04 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Пенсионного фонда РФ подало кассационную жалобу, в которой просит решение суда и постановление апелляционной инстанции в части отказа во взыскании штрафа отменить, исковые требования удовлетворить полностью.
В обоснование жалобы ссылается на то, что вывод суда об отсутствии полномочий на обращение в арбитражный суд с исками о взыскании штрафов по решениям налогового органа не подтвержден ссылкой на конкретную правовую норму.
ООО "Углегорское автотранспортное предприятие N 3" также подана кассационная жалоба, в которой общество просит принятые по делу судебные акты в части взыскания недоимки по страховым взносам и пени отменить, ссылаясь на неприменение судом Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.1995 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и пункта 1 статьи 5 НК РФ, регулирующих порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах и гарантирующих стабильность условий хозяйствования.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы и требования кассационной жалобы. В части отказа во взыскании штрафа просит судебные акты оставить без изменения.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Углегорскому району извещено в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения жалобы, однако его представитель в судебное заседание не явился.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов кассационных жалоб, выслушав присутствовавшего в судебном заседании представителя общества, кассационная инстанция не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, решением Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Углегорскому району Сахалинской области N 05-19/389 от 28.11.2003, вынесенным по результатам выездной налоговой проверки ООО "Углегорское автотранспортное предприятие N 3", последнее привлечено к ответственности, в частности, по пункту 2 статьи 27 Закона РФ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в виде взыскания штрафа за неуплату страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии в сумме 73252,31 руб.; недоимки по страховым взносам в сумме 366261,51 руб. и пени в сумме 142030,95 руб.
Основанием доначисления страховых взносов, пени и штрафа послужило выявленное при проверке занижение базы для начисления страховых взносов на сумму оплаты труда и разовых выплат водителям в размере 2608231,88 руб. и, как следствие, занижение суммы взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд. Недоимка составила 366261,51 руб.
Общество не оспаривает факт неуплаты страховых взносов в указанной сумме, однако считает, что Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" 167-ФЗ от 15.12.2001 не подлежал применению в январе-июне 2002 года, поскольку общество, являясь плательщиком единого налога на вмененный доход, уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд в сумме единого налога. Изменения в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" внесены Федеральным законом N 104-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", который вступил в силу 27.08.2003.
Кроме того, общество считает, что Федеральный закон N 167-ФЗ от 15.12.2001 увеличил налоговое бремя по обязательному пенсионному страхованию, поэтому при рассмотрении спора подлежали применению статья 5 НК РФ и Федеральный закон N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", предоставляющие обществу право применять тот порядок налогообложения, который существовал на момент его регистрации.
Согласно статье 3 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Пунктом 3 статьи 9 названного Закона установлено, что финансирование выплат базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисленных в федеральный бюджет, а страховой и накопительной части трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда.
Следовательно, страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в виде сумм страховых взносов, а суммы, зачисляемые в федеральный бюджет на цели государственного пенсионного страхования, уплачиваются в составе единого социального налога.
Таким образом, страховые взносы на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии не входят в состав единого социального налога и, следовательно, не относятся к числу налогов, а являются индивидуальными возмездными платежами.
При таких обстоятельствах, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении N 28-О от 05.02.2004, вывод суда о том, что при рассмотрении данного спора статья 5 НК РФ и Федеральный закон N 88-ФЗ не подлежат применению, правомерен.
Довод общества о том, что, являясь плательщиком единого налога на вмененный доход, оно уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд в сумме единого налога, которые подлежали зачету при начислении недоимки по страховым взносам на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии застрахованных лиц, также обоснованно не принят судом.
Поскольку в соответствии с абзацем вторым статьи 5 Федерального закона N 104-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" сумма единого налога, исчисленная за соответствующий налоговый (отчетный) период в 2002 году, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных ими в 2002 году в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отказывая Пенсионному фонду во взыскании штрафа за неуплату спорной суммы, суды сослались на то, что Федеральный закон N 167-ФЗ от 15.12.2001 и Налоговый кодекс РФ не предусматривают право Пенсионного фонда обращаться в суд с иском о взыскании штрафа на основании решения налогового органа. Кассационная инстанция считает данный вывод суда правомерным.
Удовлетворить ходатайство ООО "Углегорское автотранспортное предприятие N 3" об уменьшении размера госпошлины и уменьшить ее до 100 руб.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 25.02.2004, постановление от 07.05.2004 по делу N А59-3950/2003-С15 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Углегорское автотранспортное предприятие N 3" в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 100 руб. Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Сахалинской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 ноября 2004 г. N Ф03-А59/04-2/2071
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании