Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 ноября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3265
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 27.05.2004, постановление от 20.07.2004 по делу N А51-3975/2003 13-107 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Уссурийского отделения "Дальэнергосбыт" к Администрации муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского района, Финуправлению Администрации муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского района, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ о взыскании 150373 руб. 16 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2004 года.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Уссурийского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского района, Финуправлению Администрации муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского района, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ о взыскании 105923 руб. 11 коп. (с учетом уточненных требований) убытков, возникших в связи с предоставлением в 2001 году льгот по оплате электроэнергии гражданам в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Решением суда от 20.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.07.2004, исковые требования удовлетворены в сумме 105890,26 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" выделялись в бюджет Приморского края не в полном объеме.
В остальной части иска отказано за недоказанностью предоставления льгот.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю.
По мнению заявителя, взыскание убытков с казны Российской Федерации неправомерно, поскольку п. 16 Постановления Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам, проживающим в муниципальном фонде, возмещаются в порядке установленном субъектами РФ и органами местного самоуправления, поэтому в материально-правовом обязательстве по возмещению расходов энергоснабжающей организации от предоставления льгот указанной категории граждан, состоит не Российская Федерация, а субъект Российская Федерация, в пределах предоставленных ст. 72 Конституции РФ и ст. 7 БК РФ прав о разграничении расходных бюджетных полномочий по финансированию госполномочий, возложила их частично на бюджеты субъектов РФ, частично на федеральный бюджет, предусмотрев в Федеральном бюджете РФ в Фонде компенсаций субсидии в бюджеты субъектов на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ОАО "Дальэнерго" в 2001 году за счет собственных средств предоставило гражданам, имеющим согласно ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" право на 50% скидку, льготы по оплате электроэнергии.
В связи с предоставлением указанных льгот истец не получил доход в сумме 105890,26 руб., не возмещенный государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием обращения с настоящим иском.
Право на получение скидки при оплате жилищно-коммунальных не ниже 50% услуг имеют инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, согласно ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
Источник финансирования данных льгот настоящий Закон не определил.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленным субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Указанное Постановление также не называет источник финансирования этих льгот.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 (действующим до 07.07.2003) финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 ст. 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, в бюджет Приморского края в 2001 г. поступило целевым назначением субсидий из федерального Фонда компенсаций для реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" 12668000 руб., которые полностью распределены в бюджеты муниципальных образований края, в том числе в бюджет муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского района - 4533000 руб.
Доказательств нецелевого использования субъектом и муниципальным образованием данных средств в деле не имеется.
Поскольку органами государственной власти Российской Федерации не обеспечено финансовыми средствами в полном объеме исполнение Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в РФ" судом правомерно возмещены истцу убытки за счет казны Российской Федерации.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку решение и постановление суда приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 27.05.2004 и постановление от 20.07.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-3975/03 13-107 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 ноября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3265
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании