Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 ноября 2004 г. N Ф03-А73/04-1/3155
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: ю/к Гретченко В.А. (дов. N 150 от 25.06.2004), от ответчика: Министерства финансов РФ - нач. юр. отд. Хальчинский А.С. (дов. N б/н от 16.01.2004), Министерства финансов Хабаровского края - гл. спец. Колотыгина З.А. (дов. N 19-112/1314 от 05.09.2004), от третьего лица: Финансового департамента администрации г. Хабаровска - гл. спец. юр. отд. Малашкин Д.Л. (дов. N 04-02/468 от 16.03.2004), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 30.04.2004, постановление от 12.07.2004 по делу N А73-11075/2003-26 (АИ-1/690/04-8) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, третье лицо: Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска о взыскании 5201706 руб. 82 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2004 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 5201706,82 руб., составляющих затраты, понесенные истцом в период с 01.01.2002 по 31.12.2002 в связи с предоставлением гражданам - ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы, ветеранам труда льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5.
Определением суда от 20.01.2004 в качестве второго ответчика к участию в деле привлечено Министерство финансов РФ, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Финансовый департамент администрации г. Хабаровска.
Решением от 30.04.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.07.2004, исковые требования МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
При этом суды обеих инстанций исходили из того, что Министерство финансов РФ не обеспечило субъект РФ - Хабаровский край финансовыми средствами для реализации в полном объеме понесенных МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" и другими поставщиками коммунальных услуг расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", и в нарушение п. 2 ст. 10 указанного Закона не учло при формировании федерального бюджета на 2002 год средства целевым назначением для взаиморасчетов с бюджетами субъектов РФ в части расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам.
Не согласившись с принятыми по делу решением от 30.04.2004 и постановлением апелляционной инстанции от 12.07.2004, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неправильно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих отношения по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг ветеранам.
Указывает на то, что передача денежных средств на реализацию ФЗ "О ветеранах" в спорный период была предусмотрена Методикой расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2002 год через установленный норматив отчислений от федерального налога на доходы физических лиц (100%) в доход бюджета субъекта, из которых 15% согласно ст. 20 Закона Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" направлялась на реализацию ФЗ "О ветеранах", а потому фактически учтена в составе федерального бюджета на 2002 год.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Министерства Финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представители МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам", Финансового департамента администрации г. Хабаровска выразили согласие с принятыми по делу судебными актами и просили оставить их в силе.
Министерство финансов Хабаровского края, извещенное надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направило.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и выслушав представителей сторон, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" в 2002 году в соответствии с ФЗ "О ветеранах" предоставляло ветеранам ВОВ, ветеранам боевых действий, ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы, ветеранам труда льготы в виде 50% скидки по оплате жилья и ЖКУ на общую сумму 9811656,82 руб., в результате чего понесло убытки, которые были частично компенсированы в размере 4609950 руб. администрацией г. Хабаровска.
В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным ветеранам льготам за указанный период в сумме 5201706,82 руб., МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" обратилось с настоящим иском в суд. Сумма, предъявленная к взысканию, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.05.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится за счет средств бюджетов субъектов РФ. При этом за счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг.
Указанная статья предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, имеющих целевое назначение.
При этом порядок возмещения данных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ в рассматриваемый период не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому Закону.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативно-правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999 N 119-ФЗ, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" N 119-ФЗ следует читать как "24.06.1999"
В соответствии с п. 4 ст. 130, ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом, финансирование на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Хабаровского края не производилось. Указанное подтверждается Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" N 194-ФЗ от 30.12.2001, согласно статей 54-57 которого данные расходы в составе расходов федерального бюджета на 2002 год не утверждались.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Так указанная в Методике сумма, подлежащая передаче из федерального бюджета в бюджет Хабаровского края, содержит указание на целевое назначение этих средств - дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
Таким образом, суд при вынесении решения правильно пришел к выводу о том, что расчеты, указанные в Методике, не могут расцениваться как доказательства целевого направления средств для реализации льгот, предоставленных ФЗ "О ветеранах".
Согласно п. 2 ст. 49 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" N 9 от 31.01.2002 предусмотрено за счет средств бюджета края направлять на реализацию ФЗ "О ветеранах" 15 процентов от налога на доходы физических лиц.
В соответствии с Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" N 9 от 31.01.2002 (приложение N 14) в 2002 году бюджету города Хабаровска на реализацию ФЗ "О ветеранах" передано 129892,0 тыс. рублей.
Доказательств нецелевого использования муниципальным образованием г. Хабаровска данных денежных средств в деле не имеется.
Таким образом, Хабаровский край как субъект федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных краевым бюджетом при реализации ФЗ "О ветеранах", предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию указанного закона в пределах своих финансовых возможностей.
В связи с этим, доводы Министерства финансов РФ о необоснованном возложении на него ответственности несостоятельны.
На основании изложенного, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 30.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 12.07.2004 по делу N А73-11075/2003-26 (АИ-1/690/04-8) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 ноября 2004 г. N Ф03-А73/04-1/3155
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании