Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 октября 2004 г. N Ф03-А73/04-1/3108
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Гретченко В.А. - юрисконсульт по доверенности N 150 от 25.06.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Хабаровскому краю на решение от 24.02.2004, постановление от 27.07.2004 по делу N А73-11389/2003-32 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" к Министерству финансов РФ в лице УФК РФ по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края, 3-е лицо: Финансовый департамент администрации г. Хабаровска о взыскании 27335095,86 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2004. Полный текст постановления изготовлен 25.10.2004.
Муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 27335095,86 руб., составляющие неполученные доходы от предоставления в 2002 году льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом РФ "О социальной защите инвалидов".
Определением суда от 20.01.2004 к участию в деле по заявлению истца вторым ответчиком привлечено Министерство финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю, в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечен Финансовый департамент администрации г. Хабаровска.
До принятия судом решения истец в порядке ст. 49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований до 24409056,68 руб. в связи с частичным погашением ответчиком задолженности.
Решением суда от 24.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.07.2004, исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Суд исходил из того, что денежные средства из федерального бюджета не выделены субъекту в необходимом размере для реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов".
Законность судебных актов проверяется в кассационной инстанции в порядке статей 274-284 Арбитражного процессуального кодекса РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю, полагающего их отменить как необоснованные, принятые с нарушением материального права.
При этом заявитель ссылается на принятое во исполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" Постановление Правительства РФ N 901 от 27.07.1996, пункт которого предусматривает отнесение расходов, связанных с предоставлением инвалидам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, проживающим в государственном краевом, муниципальном жилом фонде, за счет казны субъекта федерации, что соответствует также ст. 7 Бюджетного кодекса РФ об исключительном праве Российской Федерации по разграничению расходных полномочий между бюджетами Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования по предмету совместного ведения, каковым в соответствии со ст. 72 Конституции РФ является социальная защита населения.
По мнению Минфина РФ, Российская Федерация свою часть обязательств выполнила, перечислив из фонда компенсаций федерального бюджета Хабаровскому краю 159905 тыс. рублей, что на 10050 тыс. руб. больше запланированных.
Считает, что расходы на реализацию льгот, некомпенсированные средствами федерального бюджета, должен нести бюджет субъекта в соответствии со ст. 85 БК РФ по предмету совместного ведения социальной защиты населения.
Полагает неправомерным удовлетворение требований истца о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья лицам, проживающим в частном жилищном фонде г. Хабаровска, ссылаясь на то, что ФЗ "О социальной защите инвалидов" по указанному жилищному фонду предусмотрена 50% скидка только на коммунальные услуги, а на оплату жилья - только по государственному, муниципальному и общественному фонду. В связи с чем, истцом неправомерно предоставлены льготы в составе платы за жилье по оплате за капитальный ремонт, техническое обслуживание помещений, содержание лифта, вывоз мусора, пользование мусоропроводом, вывоз жидких отходов.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
Как установлено материалам дела, муниципальными унитарными предприятиями города Хабаровска МУП "СЗ по ЖКУ N 1", МУП "СЗ по ЖКУ N 2", МУП "СЗ по ЖКУ N 3", МУП "СЗ по ЖКУ N 6", МУП "СЗ по ЖКУ N 7", в дальнейшем реорганизованных путем слияния в Муниципальное унитарное предприятие г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам", в период с 01.01.2002 по 31.12.2002 на основании Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в РФ" указанным в нем гражданам предоставлены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг на общую сумму 30534225 руб. 86 коп.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов расходов истца в сумме 27335095,86 рублей, заявлены настоящие исковые требования.
Право на получение скидки не ниже 50% по оплате жилья в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда) имеют инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, согласно ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ. При этом источник финансирования данных льгот не установлен.
Вместе с тем, Постановление Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", предусматривает закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" N 119-ФЗ от 24.01.1999 (действующим до 07.07.2003), финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" N 119-ФЗ следует читать как "24.06.1999"
В соответствии с п. 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Судом установлено, что в 2002 году Хабаровскому краю на реализацию Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в РФ" из федерального бюджета (Фонда компенсаций) выделено субвенций в размере 159905000 руб., при том, что потребность субъекта только по предоставлению жилищно-коммунальных льгот из расчета числа инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов 73798 чел., федеральных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг в размере 36 руб. кв.м. в месяц и социальной нормы площади 18 кв.м. на указанный год согласована в 286927000 руб. Данные средства направлены на исполнение названного закона в бюджеты муниципальных образований, в том числе, г. Хабаровску, которые доведены до получателей. Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета Минфином РФ не представлено.
Поскольку федеральными органами государственной власти не обеспечено в полном объеме финансовыми средствами исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", судом правомерно возмещены истцу убытки за счет казны Российской Федерации.
При этом судом правомерно отклонены доводы Минфина РФ о необоснованном предоставлении гражданам, проживающим в частном (приватизированном) жилищном фонде, льгот по оплате жилья со ссылкой на Постановление Верховного Совета РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", а также Письмо Государственного комитета РФ по вопросам архитектуры и строительства от 01.07.1994 N 01-04-89, согласно которому, с учетом того, что оплата жилья для собственника приватизированной квартиры представляет собой плату за техническое обслуживание домовладения в доле, соответствующей площади приватизированной квартиры в этом домовладении, льготы, предусмотренные действующим законодательством для граждан, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде, распространяются и на собственников приватизированных квартир в течение переходного периода формирования рынка жилья.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Верховного Совета РСФСР "О введении в действие Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР"
Ссылка заявителя кассационной жалобы при этом на Решение Верховного Суда РФ от 16.12.2002 N ГКПИ 02-1301 необоснованна, поскольку как следует из названного акта, оплата жилья в рамках дела рассмотрена как оплата жилой площади, которая в приватизированных квартирах не предусмотрена. (Согласно ст. 15 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в ред. от 06.05.2003) оплата жилья включает в себя внесение платы за содержание жилья и платы за ремонт жилья, а для нанимателя жилого помещения также внесение платы за наем жилого помещения).
Поскольку решение и постановление суда приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 24.02.2004, постановление от 27.07.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-11389/2003-32 (АИ-1/361/2004-42) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 октября 2004 г. N Ф03-А73/04-1/3108
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании