Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 октября 2004 г. N Ф03-А59/04-1/3146
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Минфина РФ в лице управления федерального казначейства по Сахалинской области на решение от 30.06.2004 по делу N А59-4032/03-С23 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Открытого акционерного общества "Дальневосточная компания электросвязи" в лице Охинского узла электрической связи Сахалинского филиала к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Сахалинской области, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Администрации муниципального образования "Охинский район", Департаменту социальной защиты населения Сахалинской области о взыскании 367360,30 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2004. Полный текст постановления изготовлен 26.10.2004.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная компания электросвязи" в лице городского объединенного узла электрической связи (ОАО "Дальсвязь") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Департаменту социальной защиты населения Сахалинской области, Администрации муниципального образования "Охинский район" о взыскании 367360,30 рубля, составляющих расходы по предоставлению в 2000 году гражданам льгот на оплату услуг связи, установленных Федеральным Законом "О ветеранах", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ".
Определением суда от 11.05.2004 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Минтруда РФ.
Решением суда от 30.06.2004 требования истца удовлетворены путем взыскания истребуемой суммы с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Министерство финансов РФ, не согласившись с указанным решением суда, полагает в своей кассационной жалобе его отменить и вынести новое решение.
При этом заявитель ссылается на неправильное применение ст. 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей, что расходы на предоставление льгот по оплате услуг за пользование радио возмещаются субъектом РФ.
Кроме того, приводит доводы о том, что Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 936 ответственность за финансирование льгот инвалидам по услугам связи возложена на Министерство труда РФ.
В судебном заседании кассационной инстанции представители сторон, извещенных надлежащим образом, участия не принимали.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено из материалов дела, ОАО "Дальневосточная компания электросвязи" в течение 2000 года при расчете за услуги связи предоставляло 50% скидку гражданам, имеющим право на ее получение на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ФЗ "О ветеранах", Указа Президента РФ "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны".
В связи с тем, что расходы истца, связанные с предоставлением названных льгот, в размере 367360,30 руб. ему не возмещены государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, заявлены настоящие исковые требования.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Источник финансирования названных льгот законом не установлен.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов на реализацию льгот по оплате услуг радиосвязи назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.
В соответствии с Указом Президента РФ от 15.10.1992 N 1235 бывшие узники фашизма приравнены по льготам к инвалидам и участникам войны.
При рассмотрении дела суд правомерно руководствовался Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 963, установившим порядок возмещения в 2000 году операторам связи расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных вышеуказанными законами.
Согласно данному порядку, финансирование расходов операторов связи производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству Труда и социального развития. Министерство труда и социального развития РФ на основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты населения субъектов РФ по каждому виду услуг связи, принимает решение о распределении ассигнований по субъектам РФ в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
Федеральным Законом "О федеральном бюджете на 2000 год" Министерству труда и социального развития РФ запланировано на реализацию льгот по оплате услуг связи, установленных рассматриваемыми законами, 100000 тыс. руб.
Как установлено материалами дела, средства на указанные цели Департаменту социальной защиты населения Сахалинской области перечислены в размере 589 тыс. руб., которые распределены по предприятиям связи.
Вместе с тем, перечисленных через Минтруда РФ средств недостаточно для реализацию рассматриваемых льгот. Согласно представленному расчету, потребность Сахалинской области на предоставление льгот на услуги связи только по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" составляла 1800 тыс. руб.
Выделенные Сахалинской области согласно Федеральному Закону "О федеральном бюджете на 2000 год" денежные средства из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на реализацию ФЗ "О ветеранах" в размере 29932,8 тыс. руб. утверждены Законом Сахалинской области "Об областном бюджете на 2000 год" для распределения в бюджеты муниципальных образований области, в том числе муниципальному образованию "Охинский район".
Доказательств их нецелевого использования субъектом РФ, как и муниципальным образованием, Министерство финансов не представило.
Довод Минфина о том, что финансирование расходов на реализацию льгот по социальной защите ветеранов в части, отнесенной законом к полномочиям субъекта Федерации, должно осуществляться самим субъектом из источников, формируемых за счет собственных средств, не соответствует ст.ст. 84, 130 БК РФ о целевом направлении средств федерального бюджета в бюджеты нижестоящих уровней на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов.
Поскольку переданные субъекту Федерации Сахалинской области государственные полномочия по реализации льгот по оплате услуг связи, установленных федеральными законами, не обеспечены в полной мере финансовыми средствами из федерального бюджета, исковые требования правомерно удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 30.06.2004 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-4032/03-С23 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 октября 2004 г. N Ф03-А59/04-1/3146
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании