Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 октября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3038
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 19.03.2004, постановление от 18.06.2004 по делу N А51-13261/2002 7-516 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Хасанского отделения Дальэнергосбыт к Администрации муниципального образования Хасанский район, Финансовому отделу администрации муниципального образования Хасанский район, Департаменту финансов Администрации Приморского 2 края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 35465 руб. 96 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2004 года.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Хасанского отделения Дальэнергосбыт обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением о взыскании с Администрации муниципального образования Хасанский район 35465 руб. 96 коп. расходов, связанных с предоставлением в соответствии с Федеральными законами "О статусе военнослужащих", "О милиции", Таможенным кодексом льгот гражданам потребителям муниципального образования Хасанский район по оплате электроэнергии за период с марта по декабрь 2001 года, с мая по июнь 2002 года.
Определением суда от 09.12.2002 в порядке ст. 46 АПК РФ по ходатайству истца к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен Финансовый отдел администрации муниципального образования Хасанский район. В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечен Департамент финансов Администрации Приморского края, который затем определением суда от 04.03.2003 по ходатайству истца привлечен в качестве ответчика.
Определением суда от 24.04.2003 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
Решением суда от 19.03.2004, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.06.2004, заявленные требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации. Администрация муниципального образования Хасанский район, Финансовый отдел администрации муниципального образования Хасанский район, Департамент финансов Администрации Приморского края от ответственности по иску освобождены.
Обжалуя указанные судебные акты, Минфин РФ в лице УФК по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить, как принятые с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы, заявитель считает, что выводы суда обеих инстанций об ответственности федерального бюджета за убытки истца от предоставления льгот в соответствии с ФЗ "О милиции" основаны на неполно выясненных обстоятельствах об источниках финансирования подразделений милиции общественной безопасности, где служат льготники, в зависимости от которых финансируются и их льготы.
Действующим законодательством не было предусмотрено возмещение из федерального бюджета бюджетам субъектов средств на предоставление льгот по предъявленным категориям до 2002 года.
В соответствии со ст. 85 БК РФ совместно за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов финансируются мероприятия социальной защиты населения. При этом не имеет значения то, что льгота установлена Федеральным законом.
Кроме того, согласно протоколу совещания Правительства Российской Федерации от 12.11.2001 N ХВ-П13-72пр. главные распорядители средств федерального бюджета должны были в срок до 20.11.2001 предоставить в Минфин России реестры финансирования расходов в счет выделенных решением Правительства РФ от 23.08.2001 для погашения кредиторской задолженности за потребленное топливно-энергоресурсы и коммунальные услуги 4,057 млн. руб.
Доказательств, подтверждающих представление в Министерство финансов РФ - МВД и Министерством обороны России соответствующих реестров указанными лицами не представлено, поскольку они не привлечены к участию в деле, поэтому не исключена их вина в нефинансировании расходов истца за эту категорию льготников, а следовательно, судебные акты недостаточно обоснованы.
В 2002 году из Фонда компенсаций на реализацию вышеназванных нормативных актов были выделены средства федерального бюджета в сумме 97154,0 тыс. руб., которые, согласно Постановлению Правительства РФ от 20.04.2002 N 258 "Об утверждении правил расходования в первом полугодии 2002 года средств Фонда компенсаций, направляемых на финансирование текущих расходов в части возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи", были перечислены в доход бюджета Приморского края в полном объеме. Следовательно, свои обязательства Российская Федерация выполнила.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, находя их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, в период 2001-2002 ОАО "Дальэнерго" в лице Хасанского отделения Дальэнергосбыт в соответствии с Федеральными законами "О статусе военнослужащих", "О милиции", Таможенным кодексом РФ предоставляло 50%-ую скидку по оплате электроэнергии гражданами муниципального образования Хасанский район, подпадающими под действие вышеназванных Федеральных законов.
Невозмещенные истцу расходы от предоставленных льгот за период с марта по декабрь 2001 года составили 30992 руб. 58 коп., из них: 21251 руб. 03 коп. - по Федеральному закону "О статусе военнослужащих", 7613 руб. 90 коп. - по Федеральному закону "О милиции", 2127 руб. 95 коп. - согласно Таможенному кодексу РФ.
10.07.2002 между Администрацией муниципального образования Хасанский район (Администрация) и ОАО "Дальэнерго" в лице Хасанского отделения Дальэнергосбыт (Предприятие) заключен договор, сроком действия с 01.01.2002 по 30.06.2002 на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг (электроэнергии) в размере 50% стоимости потребленной электроэнергии категориям населения, относящимся по профессиональному признаку к льготным категориям в соответствии с Законами РФ "О статусе военнослужащих", "О милиции", ст. 434 Таможенного кодекса РФ.
Затраты на возмещение понесенных в соответствии с договором от 10.07.2002 расходов составили за период май-июнь 2002 года 4473 руб. 98 коп., из них: 1037 руб. 42 коп. - по ФЗ "О статусе военнослужащих", 1609 руб. 20 коп. - по ФЗ "О милиции", 1826 руб. 46 коп. - согласно Таможенному кодексу РФ.
Поскольку возмещение указанных расходов Администрацией Хасанского района произведено не было, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании суммы выпадающих доходов по льготам в соответствии со ст. 15 ГК РФ.
В соответствии со ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" компенсация расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг производится по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности - за счет средств федерального бюджета по иному жилому фонду - за счет средств субъектов РФ. Порядок компенсации указанных расходов субъектам РФ определяется Правительством РФ.
Статья 30 ФЗ "О милиции" устанавливает, что льгота сотрудникам милиции и проживающим с ними членами их семей, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда, компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделениями милиции.
Статьей 46 ФЗ от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" сотрудникам таможенных органов и проживающим совместно с ними членами их семей предусмотрены гарантии и компенсации, установленные законодательством РФ.
В соответствии со ст. 434 Таможенного кодекса РФ 1993 года (в редакции 10.02.1999), действующей в спорный период, должностным лицам таможенных органов Российской Федерации предоставляется скидка в размере 50% в оплате жилой площади, коммунальных услуг, а также топлива.
Между тем, порядок реализации вышеназванных льгот и источники финансирования законодательно не были урегулированы.
При рассмотрении спора судом установлено, что денежные средства на реализацию рассматриваемых законов Приморскому краю из федерального бюджета 2001 года не передавались, как не запланированные законами о федеральном бюджете на соответствующие годы, в связи с чем правомерно, со ссылкой на ст. 84, 130 БК РФ, суд взыскал расходы истца за счет средств казны Российской Федерации.
Такое решение соответствует ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
В силу указанных нормативных актов судом правильно решен вопрос и о возмещении расходов истца, произведенных в 2002 году, поскольку финансовые средства, запланированные в ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (Приложение 13) и переданные субъекту, а последним - в бюджеты муниципальных образований на указанные цели в виде субвенций из Фонда компенсаций федерального бюджета в размере 97154,0 тыс. руб., при потребности края согласно его заявке в сумме 1251592 тыс. руб., не обеспечили в полном объеме реализацию рассматриваемых федеральных законов. Доказательств нецелевого использования субъектом средств федерального бюджета Минфином РФ не представлено.
В силу вышеизложенного, суд обоснованно пришел к выводу, что, составив федеральный бюджет на 2001, 2002 года без учета необходимых для обеспечения реализации в полном объеме льгот, предусмотренных Федеральными законами, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ не исполнило принятые на себя обязательства. Поскольку в результате этого истцу были причинены документально подтвержденные убытки, в соответствии с ч. 3 ст. 125, ст.ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ они подлежат возмещению за счет средств казны РФ.
Учитывая, что судом при вынесении решений не допущено нарушений норм материального и процессуального права, и с достаточной полнотой исследованы все материалы дела и сделаны обоснованные выводы по существу спора, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 18.06.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-13261/2002 7-516 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении спора судом установлено, что денежные средства на реализацию рассматриваемых законов Приморскому краю из федерального бюджета 2001 года не передавались, как не запланированные законами о федеральном бюджете на соответствующие годы, в связи с чем правомерно, со ссылкой на ст. 84, 130 БК РФ, суд взыскал расходы истца за счет средств казны Российской Федерации.
Такое решение соответствует ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
В силу указанных нормативных актов судом правильно решен вопрос и о возмещении расходов истца, произведенных в 2002 году, поскольку финансовые средства, запланированные в ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (Приложение 13) и переданные субъекту, а последним - в бюджеты муниципальных образований на указанные цели в виде субвенций из Фонда компенсаций федерального бюджета в размере 97154,0 тыс. руб., при потребности края согласно его заявке в сумме 1251592 тыс. руб., не обеспечили в полном объеме реализацию рассматриваемых федеральных законов. Доказательств нецелевого использования субъектом средств федерального бюджета Минфином РФ не представлено.
В силу вышеизложенного, суд обоснованно пришел к выводу, что, составив федеральный бюджет на 2001, 2002 года без учета необходимых для обеспечения реализации в полном объеме льгот, предусмотренных Федеральными законами, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ не исполнило принятые на себя обязательства. Поскольку в результате этого истцу были причинены документально подтвержденные убытки, в соответствии с ч. 3 ст. 125, ст.ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ они подлежат возмещению за счет средств казны РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 октября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3038
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании