Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 ноября 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3589
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 06.07.2004 по делу N А04-1986/04-4/87 Арбитражного суда Амурской области, по иску Муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик" пос. Прогресс, г. Райчихинска Амурской области к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства МФ РФ по Амурской области о взыскании 52509,04 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2004. Полный текст постановления изготовлен 30.11.2004.
МУП "Коммунальщик" поселка Прогресс, Амурской области обратилось с иском в Арбитражный суд Амурской области к Министерству финансов РФ о взыскании убытков в сумме 52509,04 руб., возникших в результате предоставления льгот по оплате коммунальных услуг гражданам, проживающим в обслуживаемом истцом жилфонде, в соответствии с Указом президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" за период с 01.06.2003 по 31.12.2003 (скидка 30%).
Решением от 06.07.2004 исковые требования удовлетворены путем взыскания суммы 52509 руб. 04 коп. с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на ст.ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431, ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ, в нарушение которых Российская Федерация не исполнила принятых на себя обязательств, не заложив средств на реализацию указанных льгот в федеральном бюджете.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в соответствии со ст.ст. 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой он просит его отменить, ссылаясь на то, что указанная льгота должна возмещаться за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, что соответствует ст. 72 Конституции РФ, ст. 85 БК РФ.
Заявитель ссылается на то, что неисполнение субъектом РФ Указа Президента РФ не является основанием для возложения ответственности за это на Российскую Федерацию, поскольку последняя в соответствии с п. 4 ст. 126 ГК РФ не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, МУП "Коммунальщик" за счет собственных средств в период с 01.06 по 31.12.2003 предоставило многодетным семьям, проживающим в домах муниципального жилищного фонда, льготы (скидку 30%) по оплате предоставленных коммунальных услуг в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Требования истца возникли в связи с отказом администрации г. Райчихинска в возмещении ему указанных расходов за период с 01.06.2003 по 31.12.2003 по мотиву того, что компенсация должна производиться за счет средств бюджетов Российской Федерации и Амурской области, которые на реализацию указанных льгот не выделяли денежных средств в бюджет города.
Размер понесенных истцом расходов подтвержден актами сверок, составленными с Управлением социальной защиты населения Администрации г. Райчихинска и не оспаривается ответчиком.
Подпунктом "б" пункта 1 настоящего Указа установлена для многодетных семей скидка при оплате коммунальных услуг в размере не ниже 30% установленной платы. Источник финансирования этой льготы в Указе не определен, но предложено Министерству финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.
Во исполнение Указа, Минфин РФ совместно с Минсоцзащиты населения РФ Письмом от 29.06.1992 за N 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" (пункт 2) разъяснили, что скидки на оплату коммунальных услуг производятся за счет средств местных бюджетов.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Наименование документа от 29.06.1992 N 1-2359-18 следует читать как "Постановление"
Однако данный пункт разъяснений решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 признан недействительным.
Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
Суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для возложения ответственности по возмещению истцу убытков за счет муниципального бюджета ввиду невыделения средств из федерального и субъекта федерации бюджетов в бюджет города на осуществление переданных на муниципальный уровень власти государственных полномочий.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение Федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации также предусматривает, исключительно из федерального бюджета, финансовое обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, которое приводит к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней.
Исходя из указанных норм, а также ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" N 119-ФЗ (действующего до 04.07.2003) судом правомерно сделан вывод, что средства на реализацию льгот, установленные Указом Президента РФ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", должны предусматриваться в федеральном бюджете для передачи нижестоящим бюджетам.
Как установлено из материалов дела и не опровергнуто Минфином РФ средства компенсаций на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам льгот по Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в федеральном бюджете в 2002-2003 не запланированы и Амурской области в спорный период не выделялись.
В связи с чем, убытки истца, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг многодетным семьям, обоснованно возмещены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании ст. 15, 16, 1069 ГК РФ. Оснований для отмены решения суда, не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.07.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1986/04-4/87 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 ноября 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3589
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании