Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 ноября 2004 г. N Ф03-А73/04-1/3153
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: государственного авиационного предприятия "Николаевский объединенный авиаотряд" - помощник внеш. управл. Янынин В.В. (дов. N б/н от 03.08.2004), от ответчика: Министерства социальной защиты населения Хабаровского края - консультант Таран Л.П. (дов. N 85 от 06.11.2003), Министерства финансов Хабаровского края - главн. специалист Колотыгына З.А. (дов. N 19-12/1314 от 05.09.2004), Министерства финансов РФ - нач. юр. отд. Хальчицкий А.С. (дов. N б/н от 16.01.2004), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 30.04.2004, постановление от 05.07.2004 по делу N А73-11070/2003-28 (АИ-1/672/04-8) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Государственного авиационного предприятия "Николаевский объединенный авиаотряд" к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерсту финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ о взыскании 2349680 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2004 года.
Государственное авиационное предприятие "Николаевский объединенный авиаотряд" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству социальной защиты населения Хабаровского края о взыскании 2349680 рублей расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по договорам о перевозке жителей Хабаровского края в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ФЗ "О ветеранах" за период 2001, 2002 годы, в январе-апреле 2003 года.
В обоснование своих требований истец сослался на то, что ответчик не оплатил услуги ГП "Николаевский объединенный авиаотряд" по перевозке инвалидов, оказанных в 2001, 2002 годах, январе-апреле 2003 года, а также услуги по перевозке ветеранов, оказанных в 2001, 2002 годах, в связи с чем у ответчика возникла задолженность за перевозку инвалидов в сумме 2309280 руб., за перевозку ветеранов - 40400 руб.
До принятия решения истец в порядке ст. 49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований до 1544700 руб. в связи с частичным погашением ответчиком суммы задолженности, из них за перевозку ветеранов - 40400 руб., за перевозку инвалидов в январе-апреле 2003 года - 764580 руб.
Определением суда от 28.01.2004 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство Российской Федерации, Министерство Хабаровского края.
Решением от 30.04.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.07.2004, исковые требования государственного авиационного предприятия "Николаевский объединенный авиаотряд" удовлетворены в уточненном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов" от 24.11.1995 N 181, ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5, выделялись не в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот отдельным категориям граждан на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ФЗ "О ветеранах".
Поскольку в соответствии с п.п. "ж" п. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, поэтому ответчик полагает, что социальная защита инвалидов не является вопросом исключительных полномочий Российской Федерации.
Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что согласно ст. 85 Бюджетного кодекса РФ обеспечение социальной защиты населения относится к расходам, финансируемым совместно из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов.
Указывает на то, что в Приложении N 26 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Хабаровском краю в фонде компенсаций запланированы субсидии на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" - 151583000 руб., в Приложении N 13 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" - 149855000 руб., в Приложении N 15 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" - 114746000 руб. Данные денежные средства в доход бюджета Хабаровского края из федерального бюджета поступили в полном объеме, поэтому ответственность по возмещению убытков ГП "Николаевский объединенный авиаотряд" не может быть отнесена на Министерство финансов РФ.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Министерства финансов РФ поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представители государственного авиационного предприятия "Николаевский объединенный авиаотряд", Министерства финансов Хабаровского края, Министерства социальной защиты Хабаровского края выразили согласие с принятыми по делу судебными актами и просили оставить их без изменения.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и выслушав представителей сторон, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, государственное авиационное предприятие "Николаевский объединенный авиаотряд" в периоды 2001, 2002, январь-апрель 2003 г.г. предоставило льготы за счет собственных средств по перевозке отдельных категорий граждан в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ФЗ "О ветеранах" на сумму 2349680 рублей.
Министерство социальной защиты населения Хабаровского края платежными поручениями N 42 от 16.03.2004, N 262 от 16.10.2003 перечислило истцу 40000 руб. в счет погашения убытков за перевозку ветеранов и платежными поручениями N 61, N 62, N 63 от 11.08.2003 - 764580 руб. в счет погашения убытков за перевозку инвалидов в январе-апреле 2003 года.
Ввиду отказа в компенсации ответчиком выпадающих доходов в размере 1544700 рублей, предоставленных инвалидам субсидий, истец обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования ГП "Николаевский объединенный авиаотряд" за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались ст. 30 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", предусматривающей 50% скидку от стоимости проезда на междугородних линиях воздушного транспорта инвалидам 1 и 2 групп и детям-инвалидам - право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно за счет федерального бюджета.
Согласно п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование таких обязательств должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, ст.ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственность за их предоставление пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 возложена на Министерство финансов РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в спорный период расходы по предоставлению льгот, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" утверждены в ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" в сумме 151583000 руб., в ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" в сумме 149855000 руб. и переданы субъекту федерации - Хабаровский край. С учетом средств, выделенных Хабаровским краем на реализацию указанного Закона, размер субсидий в 2001 году составил 190261000 руб., в 2002 году - 159905000 руб.
Доказательств нецелевого использования денежных средств субъектом федерации в материалах дела отсутствуют.
Указанные денежные средства перечислены Министерством социальной защиты населения Хабаровского края предприятиям, оказывающим услуги инвалидам, в том числе и истцу.
Поскольку объем переданных субвенций и дотаций органами государственной власти РФ не покрывает расходы на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", поэтому арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ на основании ст.ст. 16, 1069 ГК РФ.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 30.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 05.07.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-11070/2003-28 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 ноября 2004 г. N Ф03-А73/04-1/3153
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании