Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 октября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/2977
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Халтурина Ю.В. - ведущий юрисконсульт по доверенности N 110/0414.01.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства РФ по Приморскому краю на решение от 23.03.2004, постановление от 15.06.2004 по делу N А51-14591/03 5-29 Арбитражного суда Приморского края, по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" к муниципальному образованию Хорольский район, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, о взыскании 2793813 рублей 18 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2004. Полный текст постановления изготовлен 20.10.2004.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к муниципальному образованию Хорольский район в лице администрации муниципального образования о взыскании 2793813,28 руб., составляющих убытки, возникшие в результате предоставления льгот по оплате теплоэнергии, предусмотренных федеральными законами для различных категорий граждан, в период с ноября 2001 года по 31.10.2002.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено финансовое управление администрации муниципального образования Хорольский район.
Определением суда от 25.04.2003 к участию в деле в качестве ответчиков по ходатайству истца привлечены Департамент финансов администрации Приморского края и Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства РФ по Приморскому краю.
До принятия судом решения истец неоднократно в порядке ст. 49 АПК РФ уменьшал размер исковых требований в связи с частичным погашением задолженности ответчиком после подачи искового заявления, в итоге просил взыскать 939158,78 руб., из них 472622,26 руб. - льготы, предоставленные в соответствии с ФЗ "О ветеранах", 311274,30 руб. - льготы по ФЗ "О статусе военнослужащих", 155262,19 руб. - льготы по ФЗ "О милиции".
Требования о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот по ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей" и ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" по ходатайству истца выделены судом в отдельное производство.
Решением от 23.03.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.06.2004, иск удовлетворен, 939158,78 руб. взысканы с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. Другие ответчики от ответственности освобождены.
Министерством финансов РФ на судебные акты подана кассационная жалоба, в которой предлагается их отменить как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель указывает на неправильное толкование судом нормативных актов, регулирующих полномочия Российской Федерации и субъекта РФ по предоставлению льгот гражданам по оплате коммунальных услуг и порядку их компенсации в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Оспаривая правомерность взыскания с него убытков истца от предоставления льгот по ФЗ "О статусе военнослужащих", заявитель приводит доводы о том, что действующим законодательством обязанность по предоставлению льгот военнослужащим возложена на субъект Российской Федерации, компенсация расходов которого из федерального бюджета не предусмотрена. Считает, что выводы суда обеих инстанций об ответственности федерального бюджета за убытки истца от предоставления льгот в соответствии с ФЗ "О милиции" основаны на неполно выясненных обстоятельствах.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца доводы жалобы отклонил, просил судебные акты оставить без изменения.
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явились.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает кассационную жалобу подлежащей частичному удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец в период с ноября 2001 года по 31.10.2002 во исполнение ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О милиции", ФЗ "О статусе военнослужащих" и в соответствии с заключенным с администрацией муниципального образования Хорольский район договором от 01.11.2001 предоставил льготы по оплате потребленной тепловой энергии лицам, имеющим право на их получение. Поскольку расходы в сумме 939158,78 руб. не возмещены истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, КГУП "Примтеплоэнерго" заявлены требования об их взыскании в соответствии со ст. 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются в порядке межбюджетных отношений при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
Как установлено судом, финансовые средства на предоставление ветеранам льгот по жилищно-коммунальным услугам целевым назначением из федерального бюджета Приморскому краю не передавались, поскольку не были предусмотрены на указанные цели ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".
Наряду с этим, Законом Приморского края от 20.04.2001 N 135-КЗ "О краевом бюджете на 2001 год", Законом Приморского края N 174-КЗ "О краевом бюджете на 2002 год" утверждены финансовые средства для передачи муниципальным образованиям на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах", в том числе, и в части льгот по оплате коммунальных услуг. В частности, Хорольскому району запланировано 1898000 руб. и 2617000 руб. соответственно, которые доведены до муниципального образования в полном объеме, вместе с тем не удовлетворили потребность последнего в финансировании льгот ветеранам.
Поскольку денежные средства из федерального бюджета на реализацию льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг целевым назначением в 2001, 2002 годах Приморскому краю не передавались, арбитражный суд правомерно взыскал сумму убытков, возникших в связи с их предоставлением, за счет казны Российской Федерации.
Доводы Министерства финансов РФ о том, что финансирование расходов на реализацию льгот по социальной защите ветеранов в части, отнесенной законом к полномочиям субъекта федерации, должно осуществляться самим субъектом из источников, формируемых за счет собственных средств, не соответствуют статьям 84, 130 Бюджетного кодекса РФ о целевом направлении средств федерального бюджета в бюджет нижестоящих уровней на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти. Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов.
На основании вышеуказанных норм также подлежат отклонению доводы Минфина РФ о неправомерном взыскании с него расходов истца, связанных с исполнением ФЗ "О статусе военнослужащих", сделанные со ссылкой на то, что действующим законодательством не предусмотрено возмещение из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ средств на предоставление льгот военнослужащим.
Статья 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ с последующими редакциями (пункт 10, действовавший до 13.05.2002) предусматривает, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных законом, по всем жилищным фондам, за исключением находящегося в федеральной собственности, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов РФ. При этом названной статьей предусмотрена компенсация указанных расходов субъектам РФ в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Между тем порядок компенсации субъектам РФ расходов по предоставлению жилищно-коммунальных льгот не установлен.
Исходя из норм ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 11-ФЗ (действующего до 07.07.2003), Постановления Правительства РФ от 15.08.2001 N 862, а также норм Бюджетного кодекса РФ средства на возмещение данных расходов должны передаваться субъекту целевым назначением в порядке межбюджетных отношений.
Как установлено судом, средства на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам льгот по жилищно-коммунальным услугам в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" в 2001 году из федерального бюджета Приморскому краю не передавались.
В 2002 году согласно ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" из фонда компенсаций федерального бюджета Приморскому краю передано 97154 тыс. руб. субсидий на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе, установленных ФЗ "О статусе военнослужащих".
Постановлением Правительства РФ N 258 от 20.04.2002 "Об утверждении правил предоставления и расходования в первом полугодии 2002 года средств Фонда компенсаций, направленных на финансирование текущих расходов в части возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи" определен порядок предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам субъектов РФ на указанные цели.
Во исполнение названного постановления, а также Постановления Губернатора Приморского края N 291 от 22.05.2002, которым утвержден "Порядок возмещения выпадающих доходов предприятиям и организациям различных форм собственности, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг", полученные субъектом из Фонда компенсаций средства в полном объеме распределены между городами и районами края.
Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета нет.
Между тем переданных из Фонда компенсаций средств недостаточно для покрытия расходов предприятий на предоставление льгот, установленных законами, перечисленными в ст. 57 ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".
Поскольку ассигнованиями из федерального бюджета в полном объеме не обеспечено исполнение Федерального закона "О статусе военнослужащих", гарантирующего гражданам льготы, судом правомерно возмещены истцу убытки за счет казны Российской Федерации.
Кроме того, Минфин РФ не представил доказательств передачи финансовых средств на указанные цели главным распорядителям средств федерального бюджета - Министерству внутренних дел РФ и Министерству обороны РФ, поэтому его доводы о необходимости привлечения последних для участия в настоящем деле подлежат отклонению.
Наряду с указанным, признаются обоснованными доводы заявителя кассационной жалобы о недостаточном исследовании судом обстоятельств при возложении на него ответственности по возмещению убытков, связанных с исполнением Закона РФ "О милиции", в связи со следующим.
Согласно ст. 30 Закона РФ "О милиции" от 18.04.1991 N 1026-1 (в редакции, действующей в рассматриваемый период) льготы по жилищно-коммунальным услугам сотрудникам милиции и членам их семей компенсируются из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.
В соответствии со статьями 7, 8, 9 Закона милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную, финансирование которой осуществляется из федерального бюджета, и милицию общественной безопасности, источник финансирования которой зависит от уровня власти, принявшего решение о ее создании.
Так, состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений, а также численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, определяются Правительством РФ. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, осуществляются в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Министерством внутренних дел РФ.
Согласно справке ОВД Хорольского района, численность личного состава РОВД в спорный период составляли сотрудники, финансируемые из федерального бюджета, и сотрудники, финансовое обеспечение которых осуществлялось из краевого бюджета. Из расчета задолженности, имеющегося в деле, усматривается, что спорная сумма составляет расходы по предоставлению льгот как сотрудникам криминальной милиции, так и милиции общественной безопасности.
Вместе с тем, взыскивая расходы истца по рассматриваемому закону с казны Российской Федерации, суд не устанавливал численность милиции общественной безопасности, финансируемой из краевого бюджета и федерального бюджета, и какие суммы составляют расходы по предоставлению льгот ее сотрудникам соответственно.
В этой связи судебные акты в части взыскания 155262,19 рублей подлежат отмене с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо истребовать доказательства принадлежности сотрудников, получивших льготу, к подразделениям милиции, финансируемым за счет края, какими могут быть решение исполнительного органа власти субъекта о создании таких подразделений, сведения об их численности и штатное расписание, и с учетом установленного, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению, разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.03.2004, постановление от 15.06.2004 по делу N А51-14591/03 5-29 Арбитражного суда Приморского края в части взыскания с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 155262 руб. 19 коп. отменить и дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальном решение от 23.03.2004, постановление от 15.06.2004 оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 октября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/2977
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании