Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 ноября 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3527
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Финансового департамента администрации Амурской области - вед. спец. Братковская А.А. (дов. N 13-10/190 от 05.04.2004), администрации г. Райчихинска, финансового отдела Администрации г. Райчихинска, Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансового департамента администрации Амурской области на решение от 29.06.2004, постановление от 25.08.2004 по делу NN А04-1576/04-23/55 Арбитражного суда Амурской области, по иску муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик" к Финансовому департаменту администрации Амурской области, администрации местного самоуправления п. Прогресс, администрации г. Райчихинска, финансовому отделу Администрации г. Райчихинска, Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании 2966276,51 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2004 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальщик" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к администрации местного самоуправления п. Прогресс о взыскании 2966276,51 руб. убытков, понесенных в связи с предоставлением за период с 01 июня по 31 декабря 2003 г. населению п. Прогресс Амурской области субсидий по оплате коммунальных услуг.
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Финансовый департамент администрации Амурской области, администрация г. Райчихинска, Финансовый отдел администрации г. Райчихинска, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области.
До вынесения решения истец отказался от иска к администрации п. Прогресс, в связи с чем производство в отношении последнего прекращено на основании п. 4 ст. 150 АПК РФ.
Решением от 29.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.08.2004, исковые требования МУП "Коммунальщик" удовлетворены за счет Финансового департамента администрации Амурской области за счет средств казны Амурской области. В иске к остальным ответчикам отказано.
При этом суды обеих инстанций исходили из того, что в нарушение Постановления Правительства РФ N 887 от 02.08.1999 в Законе Амурской области "Об областном бюджете на 2003 год" не предусмотрены за счет средств субъекта ассигнования на возмещение бюджету города расходов на финансирование компенсаций по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Не согласившись с принятыми по делу решением и проставлением, Финансовый департамент администрации Амурской области в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно истолковал положения Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики в Российской Федерации" и Постановление Правительства РФ от 02.08.1999 N 887.
Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что в соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса РФ обеспечение социальной защиты населения отнесено к сфере совместного финансирования бюджетами всех уровней системы.
Со ссылкой на статью 15 ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики в Российской Федерации" податель жалобы полагает, что источником для покрытия затрат на предоставление субсидий гражданами являются дотации и трансферты, поступающие из федерального бюджета.
Обязанность финансирования данной статьи расходов из федерального бюджета, по мнению Финансового департамента администрации Амурской области, установлена ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Финансового департамента администрации Амурской области поддержала доводы жалобы в полном объеме.
МУП "Коммунальщик", администрация г. Райчихинска, Финансовый отдел администрации г. Райчихинска, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и проверив законность принятых судебных актов, коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, МУП "Коммунальщик" за период с 01 июня по 31 декабря 2003 года в силу Закона РФ "Об основах жилищной политики в РФ" при осуществлении расчетов за коммунальные услуги предоставило субсидии гражданам п. Прогресс в размере 6040221,51 руб.
Администрация п. Прогресс платежными поручениями N 2971 от 25.11.2003, N 3282 от 12.12.2003, N 3305 от 25.12.2003 перечислила денежные средства в общей сумме 3073945 руб. на расчетный счет МУП "Коммунальщик", что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Ввиду отказа в компенсации ответчиком выпадающих доходов в размере 2966276,51 руб. предоставленных гражданам п. Прогресс субсидий, истец обратился с настоящим иском в суд.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Так статьей 15 ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики в Российской Федерации" от 24.12.1992 N 4218-1 определено, что органы государственного управления, местная администрация предоставляют гражданам субсидии, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади, услуг с учетом совокупности дохода семьи, действующих льгот и бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 01.04.2003 N 719 утверждены Правила предоставления в 2003 году дотаций из Фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер Постановления Правительства РФ от 01.04.2003 следует читать как "N 179"
В соответствии со статьей 56 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" сформирован фонд софинансирования социальных расходов РФ и субъектов РФ, в котором предусмотрены дотации на частичное возмещение консолидированным бюджетам субъектов федерации названных расходов.
Так из федерального бюджета субъекту федерации - Амурская область на компенсацию расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, было выделено 102866,6 тыс. руб., которые субъектом РФ распределены между муниципальными образованиями.
Поскольку вышеуказанными нормативными актами установлено только частичное возмещение из федерального бюджета расходов на предоставление субсидий населению, поэтому Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 на органы исполнительной власти субъекта РФ возложена обязанность предусматривать при формировании бюджета на соответствующий год выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением субсидий гражданам.
В Законе Амурской области "Об областном бюджете на 2003 год" не предусмотрены средства, выделяемые областным бюджетом, по предоставлению субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг.
Таким образом, Амурская область как субъект федерации не исполнила надлежащим образом государственные полномочия, отнесенные к предмету совместного ведения.
Доводы Финансового департамента Администрации Амурской области о том, что возмещение расходов по оплате коммунальных услуг должно осуществляться Администрацией г. Расчихинска необоснованны, поскольку на основании ФЗ "Об общих принципах организаций местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154-ФЗ, письма Минфина РФ от 29.01.1998 N 02-08-09 финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий по оплате коммунальных услуг, не относится к вопросам местного самоуправления.
Согласно ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" от 25.09.1997 N 129-ФЗ указанное финансирование возложено на органы местного самоуправления при передаче им органами государственного управления субъекта РФ необходимых финансовых средств.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" от 25.09.1997 следует читать как "N 126"
Поскольку судебные акты приняты Арбитражным судом Амурской области в соответствии с процессуальными и материальными нормами права, всем обстоятельствам, изложенным в кассационной жалобе, дана надлежащая оценка, поэтому оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 29.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 25.08.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1576/04-23/55 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 ноября 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3527
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании