Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 сентября 2004 г. N Ф03-А37/04-2/2252
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области на решение от 23.03.2004 по делу N А37-207/04-1 Арбитражного суда Магаданской области, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области, третье лицо: Администрация Особой Экономической зоны в Магаданской области о признании недействительным решения N 21-к-19 от 19.01.2004.
Резолютивная часть постановления от 22.09.2004. Полный текст постановления изготовлен 29.09.2004.
Закрытое акционерное общество "К" обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области о привлечении его к налоговой ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Особой Экономической зоны в Магаданской области.
Решением суда от 23.03.2004 заявление общества удовлетворено, оспариваемое решение признано недействительным как противоречащее Федеральному закону "Об Особой экономической зоне в Магаданской области".
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
На вступившее в законную силу решение суда, Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области подана кассационная жалоба, в которой налоговый орган просит принятый по делу судебный акт отменить, в удовлетворении заявления ЗАО "К" отказать. По мнению налогового органа, введение с 01.01.2001 в действие Главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость", регламентирующей порядок уплаты налога, исключает возможность применения статьи 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", освобождающей участников Особой экономической зоны от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет, поскольку Главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации такая льгота не установлена.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области, ЗАО "К" и Администрация ОЭЗ извещены в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились.
В отзывах на жалобу акционерное общество и администрация ОЭЗ просят решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, отзывов на жалобу, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, при проведении инспекцией по налогам и сборам камеральной проверки представленной ЗАО "К" налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за сентябрь, октябрь, ноябрь 2003 года установлена неуплата налога в связи с неправомерным, как полагает налоговый орган, применением льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной статьей 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области". По результатам проверки принято Решение N 21/К-19 от 19.01.2004 о привлечении акционерного общества к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 1005170,9 рублей. Кроме того, доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 5044561 руб., в том числе: сентябрь - 992745 руб.; октябрь - 2338851 руб.; ноябрь - 1712965 руб. и пени - 132198,97 руб.
Признавая данное решение налогового органа недействительным, суд правильно применил при рассмотрении спора статью 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области".
В соответствии с названной нормой участники Особой экономической зоны при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах Магаданской области, освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет.
ЗАО "К" (установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривается инспекцией по налогам и сборам) является участником Особой экономической зоны. Поскольку введение с 01.01.2001 Главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не отменило установленный в законодательном порядке специальный налоговый режим Особая экономическая зона в Магаданской области и, соответственно, право участников Особой экономической зоны на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет, установленные статьей 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", данная льгота обоснованно применялась акционерным обществом. При этом суд первой инстанции правильно исходил из того, что в силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, с учетом правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.1999 N 182-О, ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.
Довод налогового органа о том, что в силу пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации по вопросам применения налоговых льгот должны применяться федеральные законы о налогах и сборах, а именно соответствующие Главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации по отдельным видам налогов, поскольку эти акты являются специальными и более поздними по дате их введения, неоснователен.
Понятие законодательства о налогах и сборах, содержащееся в статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из содержания данной нормы, в которой определено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах, относится к законам будущего периода. Кроме того, статья 5 Федерального закона "Об особой экономической зоне в Магаданской области" содержит нормы налогового права, касающиеся льготного налогообложения участников Особой экономической зоны, и, следовательно, относится к законодательству о налогах и сборах.
Более того, Федеральным законом "О бюджете Российской Федерации на 2003 год", статья 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" приостановлена только в части льгот по уплате акцизов и налога на добавленную стоимость на подакцизные товары, ввозимые из других стран на территорию Магаданской области.
Удовлетворяя требования ЗАО "К", суд первой инстанции также правомерно указал на необоснованное доначисление налоговым органом штрафных санкций по статье 122 Налогового кодекса РФ в связи с отсутствием состава налогового правонарушения.
В силу правовых позиций, выработанных Высшим Арбитражным Судом РФ и Конституционным Судом ПФ по вопросам применения налоговых санкций, взыскание штрафа по статье 122 Налогового кодекса РФ возможно только при наличии вины налогоплательщика. При этом форма вины должна быть указана в решении о привлечении к ответственности и подтверждаться соответствующими доказательствами. Отсутствие вины и доказательств ее наличия свидетельствует об отсутствии состава налогового правонарушения и является обстоятельством, исключающим привлечение к налоговой ответственности.
Привлекая налогоплательщика к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ, налоговый орган исходил из факта неправомерного бездействия ЗАО "К" по уплате НДС (применение льготы как участника Особой экономической зоны), что не образует состава правонарушения по вышеуказанной норме права, поскольку обстоятельств, свидетельствующих о занижении налоговой базы, неправильном исчислении или иных неправомерных действиях, судом не установлено.
Таким образом, решение суда соответствует закону, материалам дела и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.03.2004 по делу N А37-207/04-1 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 сентября 2004 г. N Ф03-А37/04-2/2252
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании