Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 сентября 2004 г. N Ф03-А04/04-2/2268
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от МИМНС РФ N 3 по Амурской области - Шилова Е.Л., ведущий специалист по доверенности от 07.06.2004 N 11, Коробкова А.А., главный госналогинспектор по доверенности от 20.09.2004 N 11, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Амурской области на решение от 19.04.2004 по делу N А04-3148/03-1/349 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Дочернего государственного унитарного предприятия военной торговли N к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Амурской области о признании недействительным решения от 04.06.2003 N 10073 в части.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2004 года.
Дочернее государственное унитарное предприятие военной торговли N (далее - ДГУП военной торговли N Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Амурской области (далее - Инспекция; налоговый орган) о признании недействительными пункты 2.1, 3.1 Решения Инспекции от 04.06.2003 N 10073 в части доначисления: налога на имущество, налога на добавленную стоимость (далее - НДС), единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, пени за несвоевременную уплату данных налогов и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату этих налогов.
Решением суда от 19.04.2004 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными пункты 2.1 и 3.1 решения Инспекции в части привлечения ДГУП военной торговли N к ответственности в виде штрафа в сумме 4637,40 руб.; доначисления налога на имущество в сумме 15117,81 руб., пени - 3404,32 руб.; единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в сумме 10425,2 руб., пени - 3101 руб., в остальной части требований - отказал.
Инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит решение суда отменить, не соглашаясь с выводами суда относительно неправомерного доначисления налога на имущество в сумме 15117,81 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в сумме 2552,53 руб. и пени в сумме 3404,32 руб. Заявитель жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, а именно: пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса РФ, статьи 2 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (в редакции от 04.05.1999 N 95-ФЗ; далее - Закон о налоге на имущество предприятий) и Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (с изменениями, внесенными Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 15.11.2000 N БГ-3-04/389, действующей в спорный период; далее - Инструкция). По мнению Инспекции, обязанность по уплате налога на имущество со стоимости основных средств возникает у Предприятия после отражения этого имущества на балансе.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы жалобы в полном объеме.
ДГУП военной торговли N, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако в судебное заседание кассационной инстанции не явилось.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей Инспекции, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает необходимым частично отменить решение суда и в отмененной части направить дело на новое рассмотрение.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности ДГУП военной торговли N по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 31.12.2001, по результатам которой составлен акт от 30.04.2003 N 10071 и вынесено Решение от 04.06.2003 N 10073 о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа" в размере 20% от неуплаченных сумм налогов. Налогоплательщику также предложено доплатить неполностью уплаченные суммы налогов и пени.
Предприятие, не согласившись с решением Инспекции в части доначисления налога на имущество в сумме 15117,81 руб., НДС - 2440,72 руб., единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - 10425,2 руб., соответствующих им сумм пени и штрафов, оспорило его в арбитражный суд.
Признавая недействительным решение налогового органа в части доначисления налога на имущество, пени и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату данного налога, суд исходил из того, что обязанность по уплате спорного налога, в силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", возникла у Предприятия только с момента государственной регистрации права оперативного управления на переданные ему здания, то есть с 29.03.2001. В этой связи суд пришел к выводу об отсутствии оснований для доначисления налога на имущество за 1 квартал 2001 года по результатам выездной налоговой проверки, начисления пени и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.
Однако судом не учтено следующее.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий", действующего в период возникновения спорных правоотношений, налогом на имущество облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика. При этом основные средства учитываются по остаточной стоимости.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, по распоряжению Министерства государственного имущества РФ от 10.12.1999 N 1608-р Предприятию на праве оперативного управления переданы здания магазинов N 3, N 1, N 74, расположенные в г. Белогорске по адресам: ул. Чехова, 39 "а", пер. Томский, 7, шоссе Никольское, 21, соответственно, что зафиксировано в актах приема-передачи основных средств от 17.05.2000 NN 503, 60 и 20. Указанное выше имущество отражено на балансе юридического лица по состоянию на 01.01.2001 на счете 08 "Капитальные вложения", что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Налоговая база по налогу на имущество предприятий, согласно пункту 4 Инструкции, определяется исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов и затрат, отражаемой в активе баланса, в том числе по счетам 01 "Основные средства"; 08 "Капитальные вложения".
Таким образом, нормы налогового законодательства, регулирующие спорные правоотношения, не ставят в зависимость обязанность по уплате налога на имущество от факта государственной регистрации, в том числе права оперативного управления на имущество Предприятия, находящееся на его балансе.
Ссылки суда на нормы Гражданского кодекса РФ в данном случае следует признать неправомерными, учитывая, что в силу части 3 статьи 2 Гражданского кодекса РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, гражданское законодательство не применяется.
Принимая во внимание, что судом неправильно применены нормы материального права, решение суда в данной части подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, при котором суду необходимо проверить расчет суммы налога на имущество и пени, начисленных по оспариваемому решению налоговым органом, а также - обоснованность привлечения Предприятия к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 2552,53 руб. При этом суду необходимо учесть, что налоговым периодом по данному налогу является календарный год, и сумма налога, в соответствии со статьей 7 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий", исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится его перерасчет. Следовательно, за 1 квартал налогоплательщики уплачивают авансовые платежи, неуплата которых в бюджет не влечет наступление ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.
В остальной части решение суда не оспаривается лицами, участвующими в деле, и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.04.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-3148/03-1/3 49 в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 3 по Амурской области от 04.06.2004 N 10073 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 2552,53 руб. за неуплату налога на имущество, доначисления налога на имущество в сумме 15117,81 руб., а также пени в сумме 3404,82 руб. отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальном данный судебный акт оставить без изменения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 сентября 2004 г. N Ф03-А04/04-2/2268
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании