Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 ноября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3414
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Владивостока "Новая Эра" на решение от 05.07.2004 по делу N А51-3510/2004 5-155 Арбитражного суда Приморского края, по иску муниципального унитарного предприятия г. Владивостока "Новая Эра" к администрации г. Владивостока, Финансовому управлению администрации г. Владивостока, Департаменту финансов администрации Приморского края, администрации Приморского края, Министерству финансов РФ о взыскании 614992 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 09.11.2004. Полный текст постановления изготовлен 16.11.2004.
МУП "Новая Эра" г. Владивостока обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о взыскании с ответчиков 614992 руб. долга за предоставленные льготы по оплате коммунальных услуг педагогам, пенсионерам-педагогам, проживающим в поселке Трудовое Советского района в г. Владивостоке в соответствии с ФЗ "О социальном развитии села" - (108404 руб.), "Об образовании" (506588 руб.) за период с 01.01 по 31.10.2003 согласно договора N 06-174-4/02 от 01.07.2002 на техобслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт жилищного фонда, заключенного с УЖКХ Администрации г. Владивостока.
Решением суда от 05.07.2004 истцу в иске отказано. При этом, суд пришел к выводу о том, что предусмотренная статьей 55 ФЗ РФ "Об образовании" льгота для педагогических работников, работающих в сельской местности, сохраняющаяся при присоединении (или преобразовании) поселка (села) к городу, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, не включает в себя льготу по оплате других коммунальных услуг - холодное и горячее водоснабжение, вывоз мусора и другие услуги по содержанию жилфонда на основании письма Минфина РФ от 18.08.1998 N 10-3-2.
Следовательно, предъявленные истцом льготы по оплате содержания и текущего ремонта жилых помещений и общего домовладения указанной категории граждан, законодательством не предусмотрены, а поэтому неправомерно им предоставлены и не подлежат возмещению.
Истец, не согласившись с указанным решением суда, в своей кассационной жалобе полагает его отменить, как необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, иск удовлетворить за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ.
При этом, заявитель оспаривает выводы суда о том, что действующим законодательством не предусмотрены указанные льготы для данной категории граждан, как противоречащие ст. 15 ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики" N 4218-1 от 24.12.1992 (в редакции от 06.05.2003), включающей в оплату жилья внесение платы за содержание и ремонт жилья.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы истца, возражения по ней ответчиков, проверив материалы дела, находит принятое по делу решение суда недостаточно обоснованным, принятым с нарушением норм материального права, а потому подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение суда первой инстанции для доисследования и оценки всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец на основании договора с Управлением ЖКХ Администрации г. Владивостока в спорный период (с 01 января по 31 октября 2003 года) оказывал услуги по техническому обслуживанию, эксплуатации, поддержанию в надлежащем состоянии и сохранности муниципального жилищного фонда МО г. Владивостока, в том числе входящего в него поселка Трудовое, в котором проживают пенсионеры из числа специалистов и педагогические работники.
Решением Исполнительного комитета Приморского краевого совета народных депутатов N 31-10-86 N 755 с 01 января 1987 года рабочий поселок Трудовое передан в административное подчинение Советскому районному Совету народных депутатов г. Владивостока.
В связи с тем, что понесенные предприятием затраты в виде представления льгот этой категории граждан по оплате жилья, его содержания и ремонта не были возмещены в полном объеме, истец обратился с настоящим иском в суд о взыскании их за счет соответствующих уровней бюджета с надлежащего ответчика.
Суд, при оценке прав на льготы данной категории граждан правомерно сослался на ст. 24 Закона РСФСР "О социальном развитии села" от 21.12.1990 N 438-1, ст. 55 ФЗ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1. (с последующими дополнениями и изменениями).
Так, согласно п. 5 ст. 55 ФЗ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом, согласно разъяснению, данному Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 N 154/12-22 право на бесплатную квартиру с отоплением и освещением сохраняется за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности, и кроме того, такое право сохраняется за указанными лицами также при преобразовании сельского населенного пункта или поселка городского типа в город.
Поэтому данный вывод суда о сохранении указанной льготы пенсионерам - специалистам народного образования правомерен.
Однако вывод суда о сохранении льготы за педагогическими работниками непенсионерами при таких условиях со ссылкой на ст. 55 ФЗ "Об образовании" недостаточно обоснован, поскольку п. 9 ст. 55 указанного закона говорит о распространении льгот предусмотренных для специалистов сельского хозяйства на педагогических работников образовательных учреждений, удаленных от городских центров, рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием.
Вместе с тем, в деле нет соответствующего решения органов государственной власти и управления народным образованием Приморского края.
Вывод суда о том, что предусмотренная указанным выше законодательством льгота педагогическим работникам, работающим в сельской местности, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением не включает в себя оплату за содержание и текущий ремонт жилых помещений, в том числе эксплуатацию и ремонт лифта, вывоз мусора и другие коммунальные услуги не обоснован, поскольку противоречит ст. 15 ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики" в редакции от 06.05.2003 N 52-ФЗ, предусматривающей включение в оплату жилья плату за содержание и ремонт жилья, наем жилья, плату за услуги по содержанию общего имущества и техобслуживание общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома.
При новом рассмотрении дела суду следует доследовать и оценить указанные обстоятельства и при определении надлежащего ответчика по делу, суду следует учесть, что в соответствии со ст. 2 ФЗ N 52-ФЗ от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзац 2 ст. 8 Закона РСФСР от 21.12.1990 N 438-1 "О социальном развитии села", абзац 3 пункт 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании (в редакции ФЗ от 13.01.1996 N 12-ФЗ) устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях. Для чего, суду следует исследовать и оценить порядок финансирования указанных льгот из соответствующего бюджета в спорный период.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.07.2004 по делу N А51-3510/2004 5-155 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в первую инстанцию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 ноября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3414
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании