Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 декабря 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3737
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области на решение от 06.08.2004 по делу N А04-1440/04-4/63 Арбитражного суда Амурской области, по иску муниципального унитарного предприятия "Электротеплосеть" к Финансовому департаменту администрации Амурской области, Финансовому управлению администрации г. Белогорска, Министерству финансов РФ, 3-и лица: Департамент социальной защиты населения Амурской области, Министерство труда и социальной защиты РФ о взыскании 2666465,98 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 07.12.2004.Полный текст постановления изготовлен 14.12.2004.
Муниципальное унитарное предприятие "Электротеплосеть" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Финансовому департаменту администрации Амурской области, Финансовому управлению администрации г. Белогорска, третьему лицу - Финансовому управлению администрации г. Белогорска о взыскании 2666465,98 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением в 2001-2003 годах льгот по оплате электрической энергии гражданам в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
До принятия судом решения истец неоднократно в порядке ст. 49 АПК РФ заявлял ходатайства об уточнении исковых требований и привлечении иных лиц к участию в деле, которые судом удовлетворены. С учетом уточненных требований истец просил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации 2684748,83 руб. расходов, связанных с предоставлением инвалидам льгот в период с 01.12.2001 по 31.12.2003.
Финансовый департамент администрации Амурской области, Финуправление администрации г. Белогорска, администрация г. Белогорска, Министерство труда и социального развития РФ, Департамент социальной защиты населения Амурской области привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц.
Решением суда от 09.08.2004 исковые требования удовлетворены путем взыскания истребуемой суммы с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность решения суда проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статьей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области, которое просит его отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901, утвердившим Правила предоставления жилищно-коммунальных льгот рассматриваемой категории граждан, разграничена обязанность по возмещению понесенных в связи с этим расходов между Российской Федерацией и субъектом РФ в зависимости от жилищного фонда, в котором проживают граждане, получившие льготы, в то время как в деле не представлены доказательства принадлежности жилищного фонда к федеральной собственности.
Считает исполненными обязательства Российской Федерации по реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", поскольку запланированные в Фонде компенсации федерального бюджета средства на указанные цели доведены до субъектов РФ в полном объеме.
Муниципальное унитарное предприятие "Электротеплосеть" в представленном отзыве доводы жалобы отклонило, просило состоявшийся судебный акт оставить без изменения.
Представители сторон и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, участия в нем не принимали.
Как следует из материалов дела, МУП "Электротеплосеть" за счет собственных средств в период 2001-2003 годы в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" предоставило гражданам, имеющим право на 50% скидку, льготы по оплате электрической энергии.
В связи с невозмещением истцу органами государственной власти и местного самоуправления его расходов, понесенных в результате предоставления льгот, в сумме 2684748,83 руб., заявлены настоящие исковые требования.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, имеют право на получение скидки при оплате жилищно-коммунальных услуг не ниже 50%.
Источник финансирования названных льгот законом не определен, при этом указано, что порядок предоставления льгот определяется Правительством Российской Федерации. Органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать инвалидам дополнительные льготы.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного закона, предусмотрено, что расходы, связанные с представлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности возмещаются за счет средств федерального бюджета. По иному жилищному фонду, согласно Постановлению, расходы возмещаются в порядке, установленном субъектами РФ и органами местного самоуправления. Постановление также не называет источник финансирования этих льгот.
В соответствии с Федеральным Законом "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 11-ФЗ (действующим до 07.07.2003), исходя из смысла статей 2, 7, 9 и ч. 1 ст. 12 которого, раздел полномочий РФ и субъекта РФ в области социальной защиты определяется по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение.
Указанные положения содержатся в главе VI.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003.
При рассмотрении спора арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что реализация рассматриваемых льгот для инвалидов, установленных федеральным законом, относится к государственным полномочиям Российской Федерации, и финансирование расходов по их предоставлению должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130, статей 133, 136 БК РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом, в федеральных законах о федеральных бюджетах в спорный период в состав Фонда компенсаций федерального бюджета были запланированы средства на реализацию положений "О социальной защите инвалидов в РФ". Так, согласно Приложению N 26 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" и Приложению N 13 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" Амурской области из Фонда компенсаций на реализацию пакета льгот инвалидам, включая льготы по жилищно-коммунальным услугам, планировалось 68682 тыс. руб. и 72342 тыс. руб. соответственно.
Согласно Приложению N 15 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" Амурской области предусмотрено 110320 тыс. руб. субвенций на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг, включающих, в том числе возмещение расходов по предоставлению жилищно-коммунальных льгот, предусмотренных рассматриваемым законом.
Указанные средства в полном объеме доведены до Амурской области в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, и распределены субъектом РФ по муниципальным образованиям для направления предприятиям, оказывающим услуги населению.
Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета субъектом либо муниципальным образованием не имеется.
Поскольку органами государственной власти не обеспечено финансовыми средствами в полном объеме исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", суд правомерно удовлетворил требования истца о взыскании убытков, заявленные на основании ст.ст. 16, 1069, за счет казны Российской Федерации.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Слова "ст.ст. 16, 1069" следует читать как "ст.ст 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации"
Решение соответствует вышеприведенным нормативным актам, а также Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Поскольку решение суда принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, оснований для его отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.08.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1440/04-4/63 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 декабря 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3737
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании