Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 декабря 2004 г. N Ф03-А51/04-2/3410
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Первомайскому району г. Владивостока на решение от 19.05.2004, постановление от 19.07.2004 по делу N А51-3549/04 31-120 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Первомайскому району г. Владивостока к Открытому акционерному обществу "Р" о взыскании 16000 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2004 года.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Первомайскому району г. Владивостока (далее - Инспекция; налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с Открытого акционерного общества "Р" (далее - Общество) 16000 руб., составляющих штраф по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление расчета (декларации) по налогу на операции с ценными бумагами.
Решением суда от 19.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.07.2004, в удовлетворении заявленных требований отказано ввиду того, что налоговая ответственность по статье 119 Налогового кодекса РФ установлена за непредставление налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации и не может применяться за непредставление расчета по налогу на операции с ценными бумагами, составленного в произвольной форме.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом статьи 119 Налогового кодекса РФ. Заявитель жалобы полагает, что расчет по налогу на операции с ценными бумагами по форме и содержанию является декларацией, за несвоевременное представление которой наступает налоговая ответственность, предусмотренная указанной выше статьей Кодекса.
ОАО "Р" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором отклоняет доводы жалобы и просит оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Как видно из материалов дела, ОАО "Р" (свидетельство о государственной регистрации от 06.07.1998 N 101) осуществило выпуск ценных бумаг, заявленных к государственной регистрации, в общей сумме 10000000 руб., поэтому в соответствии со статьей 4 Закона РФ от 12.12.1991 N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" (с изменениями и дополнениями; далее - Закон РФ от 12.12.1991 N 2023-1) самостоятельно исчислило и уплатило налог.
Статьей 5 названного Закона РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика в течение трех дней со дня уплаты налога представить в соответствующий налоговый орган расчет (декларацию). Обществом такой расчет представлен только 27.10.2003.
Налоговым органом проведена камеральная проверка данного расчета (декларации), по результатам которой принято решение от 12.11.2003 N 1155-ДСП-09/14042 о привлечении ОАО "Р" за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 16000 руб. Этим же решением Обществу предложено в срок до 13.12.2003 перечислить сумму налоговых санкций. Неуплата штрафа в добровольном порядке послужила основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд.
Рассматривая дело, суд исходил из того, что расчет, поданный Обществом в налоговый орган, не отвечает признакам налоговой декларации, определенным в статье 80 НК РФ, поэтому за непредставление такого расчета не может быть применена ответственность по статье 119 НК РФ.
Вместе с тем, необходимо учесть и следующее.
По смыслу Федерального закона РФ "О налоге на операции с ценными бумагами", как указал в своем Определении от 08.06.2004 N 224-О Конституционный Суд Российской Федерации, установленный этим законом обязательный платеж в федеральный бюджет взимается за совершение юридически значимых действий, обусловленных необходимостью государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг. Последствием неуплаты этого обязательного платежа в федеральный бюджет является невозможность размещения эмиссионных бумаг (пункт 1 статьи 119 ФЗ), а не принудительное изъятие соответствующих денежных средств в виде налоговой недоимки. Конституционный Суд РФ в названном Определении, обозначив свою правовую позицию, пришел к выводу о том, что данный обязательный платеж (именуемый налогом на операции с ценными бумагами, но представляющей по сути своей, особого рода сбор - "эмиссионный сбор") не обладает всеми существенными признаками и элементами, присущими именно налоговому обязательству в его конституционно-правовом смысле, выявленным Конституционным Судом РФ в Постановлении от 11.11.1997 по делу о проверке конституционности статьи 11 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду п. 1 ст. 19 ФЗ "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ
Таким образом, привлечение Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком в установленный законом о налогах и сборах налоговой декларации противоречило бы приведенной выше правовой позиции Конституционного Суда РФ, так как исходя из смысла статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками и содержит данные (сведения), касаемые исчисления и уплаты налогов.
Поскольку названный выше обязательный платеж по своей правовой природе не является налогом, то, соответственно, за несвоевременное представление в налоговый орган расчета по этому платежу не может повлечь наступление налоговой ответственности по статье 119 НК РФ.
Доводы заявителя относительно нарушения Обществом сроков представления такого расчета в данном случае не имеют правового значения, учитывая, что налоговым органом неверно квалифицирован состав правонарушения.
В силу пункта 1 статьи 108 Налогового кодекса РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом. Расширение в процессе правоприменительной практики сферы действия норм о налоговой ответственности недопустимо, в связи с чем оснований для привлечения ОАО "Р" к ответственности за несвоевременное представление расчета по налогу на операции с ценными бумагами нет.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал Инспекции во взыскании штрафа.
Принимая во внимание изложенное, решение суда и постановление апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 19.05.2004, с учетом определения от 21.05.2004 об исправлении опечатки, постановление апелляционной инстанции от 19.07.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-3549/04 31-120 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 декабря 2004 г. N Ф03-А51/04-2/3410
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании