Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 июня 2003 г. N Ф03-А04/03-2/1033
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от УМНС РФ по Амурской области: Куликова О.В., ведущий специалист по доверенности N 0725/1892 от 28.04.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Амурской области на решение от 27.02.2003 по делу N А04-389/2003-1/63 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению открытого акционерного общества "А" к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Амурской области о признании незаконным и подлежащим отмене постановления N 03/2002 от 03.02.2003.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ мотивированное постановление изготовлено 05.06.2003.
Открытое акционерное общество "А" (далее - ОАО "А", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Амурской области (далее - управление по налогам и сборам, налоговый орган) от 03.02.2003 N 03/2002, которым общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 27.02.2003 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено на том основании, что в действиях ОАО "А" отсутствует состав правонарушения, за которое ответственность установлена статьей 14.19 КоАП РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе управление по налогам и сборам выражает несогласие с принятым по делу судебным актом, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления ОАО "А". По мнению заявителя жалобы, судом неправильно применены нормы материального права. В обоснование доводов жалобы налоговый орган указывает, что статьей 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 N 171-ФЗ (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ) установлен запрет производства этилового спирта, алкогольной продукции без контрольных спиртоизмеряющих приборов. Однако данное требование Закона ОАО "А" не соблюдено, поскольку использование обществом неисправного контрольного спиртоизмеряющего прибора приравнивается к отсутствию такого прибора, что вытекает из требований пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы поддержаны представителем налогового органа в заседании суда.
В отзыве на кассационную жалобу общество не согласилось с доводами жалобы, принятый по делу судебный акт считает законным, обоснованным и просит оставить его без изменения. Кроме того, в отзыве общество просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению в силу нижеследующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Следовательно, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено к особой сфере правоотношений, где государство в лице своих органов осуществляет повышенные меры регулирования, контроля и ответственности.
Как видно из материалов дела, 17.12.2002 управлением по налогам и сборам проведена проверка ОАО "А" по вопросам соблюдения законодательства при осуществлении контроля за работой линии розлива N 2 алкогольной продукции, в ходе которой выявлено производство алкогольной продукции на линии с неисправным спиртоизмеряющим прибором, а также нарушение пунктов 3 и 4 Временной инструкции по автоматизированному учету алкогольной продукции при ее производстве, утвержденной Министерством сельского хозяйства РФ и Министерством по налогам и сборам РФ от 28.12.2000 и 29.12.2000, соответственно. Выявленные нарушения отражены в акте N 137 от 17.12.2002 и в протоколе об административном правонарушении N 03/2002 от 17.01.2003.
По результатам проверки и проведенного административного расследования налоговым органом принято Постановление N 03/2002 от 03.02.2003 о привлечении ОАО "А" к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 200 минимальных размеров оплаты труда в сумме 20000 рублей.
Арбитражный суд, рассматривая спор по существу, обоснованно пришел к выводу о неприменении к спорным правоотношениям положений Временной инструкции по автоматизированному учету алкогольной продукции при ее производстве, исходя из того, что данный нормативный акт не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ.
В то же время, вывод суда об отсутствии состава правонарушения, за которое предусмотрена ответственность по статье 14.19 КоАП РФ, основан на неправильном применении норм материального права.
Административная ответственность по статье 14.19 КоАП РФ предусмотрена за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и реализации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ оборудование для производства алкогольной продукции должно быть оснащено счетчиками спиртосодержащих жидкостей, измеряющими концентрацию и объем абсолютного алкоголя в готовой продукции.
Из материалов дела следует, что спиртоизмеряющий прибор на линии розлива N 2 ОАО "А", установленный после ремонта и опломбированый в установленном порядке, показывал сверхпредельные отклонения показаний выпускаемой алкогольной продукции, в связи с чем был в дальнейшем снят для отправки в ремонт.
Согласно статье 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, установлен запрет на производство этилового спирта без контрольных спиртоизмеряющих проборов, а также на производство алкогольной продукции без счетчиков спиртосодержащих жидкостей, измеряющих концентрацию и объем абсолютного алкоголя в готовой продукции.
Поскольку из материалов дела установлено и не опровергнуто обществом, что при производстве алкогольной продукции использовался неисправный контрольный спиртоизмеряющий прибор, то налоговый орган правомерно пришел к выводу о нарушении обществом установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив фактические обстоятельства дела на основе представленных доказательств, пришел к ошибочному выводу об отсутствии в действиях ОАО "А" административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, в силу положений статей 287 и 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, решение суда от 27.02.2003 подлежит отмене, и, с учетом требований статей 2.1 и 4.2 КоАП РФ, постановление налогового органа N 03/2002 от 03.02.2003 признается соответствующим действующему законодательству.
С учетом изложенного, заявленные обществом требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 27.02.2003 по делу N А04-389/2003-1/63 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Амурский кристалл" о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Амурской области от 03.02.2003 N 03/2002 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, установлен запрет на производство этилового спирта без контрольных спиртоизмеряющих проборов, а также на производство алкогольной продукции без счетчиков спиртосодержащих жидкостей, измеряющих концентрацию и объем абсолютного алкоголя в готовой продукции.
Поскольку из материалов дела установлено и не опровергнуто обществом, что при производстве алкогольной продукции использовался неисправный контрольный спиртоизмеряющий прибор, то налоговый орган правомерно пришел к выводу о нарушении обществом установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив фактические обстоятельства дела на основе представленных доказательств, пришел к ошибочному выводу об отсутствии в действиях ОАО "А" административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, в силу положений статей 287 и 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, решение суда от 27.02.2003 подлежит отмене, и, с учетом требований статей 2.1 и 4.2 КоАП РФ, постановление налогового органа N 03/2002 от 03.02.2003 признается соответствующим действующему законодательству."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 июня 2003 г. N Ф03-А04/03-2/1033
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании