Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 ноября 2004 г. N Ф03-А37/04-2/3078
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия Учреждения АВ-261/4 ГУИН Министерства юстиции РФ по УИН Магаданской области на постановление от 05.07.2004 по делу N А37-764/04-11 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Государственного унитарного предприятия Учреждения АВ-261/4 ГУИН Министерства юстиции РФ по УИН Магаданской области к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2004 года.
Государственное унитарное предприятие Учреждение АВ-261/4 ГУИН Министерства юстиции РФ по УИН Магаданской области обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области о привлечении его к налоговой ответственности за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог и налога на прибыль.
Решением суда от 14.05.2004 заявление удовлетворено частично. Оспариваемое решение признано недействительным в части доначисления пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд в сумме 139371,03 руб.
Суд признал неправомерным начисление пени за неуплату и несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в 2000-2001 годах в территориальный дорожный фонд, сославшись на добросовестность налогоплательщика.
В остальной части отказано в связи с подтверждением допущенных нарушений материалами дела.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.07.2004 решение суда изменено. Доначисление пени за 2000-2001 годы в сумме 139371,03 руб. признано обоснованным. По мнению суда апелляционной инстанции, при рассмотрении спора неправильно применена статья 75 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой пеня является компенсационной мерой и подлежит уплате в бюджет при нарушении сроков уплаты налогов независимо от причин, повлекших неуплату налога.
В кассационной жалобе учреждение просит принятый апелляционной инстанцией судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Учреждение полагает, что суд первой инстанции обоснованно, с учетом обстоятельств дела, признал неправомерным доначисление спорной суммы пени, так как пеня может начисляться только в тех случаях, когда налогоплательщик обязан был уплачивать налог в бюджет. Поскольку учреждению в спорный период была предоставлена льгота по налогу, независимо от неправомерности предоставления льготы, оснований для начисления пени не имеется.
Учреждением заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Инспекция извещена в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения жалобы, однако ее представитель в судебное заседание не явился. В отзыве на жалобу налоговый орган просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная инстанция считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Решением Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области N ИС-02-13/2054 от 30.12.2003, вынесенным по акту выездной налоговой проверки, учреждению, в частности, начислены пени за неуплату в 2000 году и несвоевременную уплату в 2001 году налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 139371,03 руб.
Проверяя правомерность начисления указанной пени судом первой инстанции установлено, что Законами Магаданской области "О программе государственной поддержки уголовно-исполнительной системы Магаданской области" N 143-03 от 20.11.2000, "Об областном бюджете" на 2000-2001 годы N 125-03 от 17.05.2000 и N 217-03 от 01.03.2001 учреждению предоставлена льгота в виде освобождения от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд. Воспользовавшись данной льготой, учреждение в 2000 году не уплачивало, а в 2001 году - несвоевременно уплатило налог на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд.
Считая, что указанные законы противоречат Закону РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", которым законодательным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право только на повышение или понижение ставки налога, инспекция доначислила учреждению налог на пользователей автомобильных дорог за 2000 год и пени за 2000-2001 годы, поскольку налог за 2001 год был уплачен налогоплательщиком.
Согласно статье 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъекта Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 10.04.2002 N 104-О, в случаях, когда суммы налога полностью зачисляются в территориальные дорожные фонды субъектов Российской Федерации, предоставление льготы по налогу не может рассматриваться как превышение субъектами Российской Федерации своих конституционных полномочий в сфере налогообложения, поскольку не затрагивает интересы государства; облегчает положение налогоплательщиков; формирование доходов субъекта Российской Федерации находится в его ведении. Учитывая, что законом о местном бюджете на 2000 год льгота по налогу была предусмотрена, а так же то, что постановления и определения Конституционного Суда РФ имеют высшую силу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для начисления пени.
Более того, Федеральным законом N 118-ФЗ от 05.08.2000 "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" в Закон РФ "О дорожных фондах Российской Федерации" внесены изменения. Субъекту Российской Федерации предоставлено право освобождать от уплаты налога отдельных категорий физических лиц и организаций. Поэтому вывод налогового органа о противоречии законов Магаданской области федеральному законодательству в 2001 году не основан на действующем законодательстве.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 05.07.2004 по делу N А37-764/04-11 Арбитражного суда Магаданской области отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 ноября 2004 г. N Ф03-А37/04-2/3078
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании