Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 сентября 2004 г. N Ф03-А04/04-1/2838
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства России по Амурской области на решение от 02.06.2004 по делу N А04-1469/04-2/21 Арбитражного суда Амурской области, по иску открытого акционерного общества "Амурэнерго" в лице ФАО "Амурэнергосбыт" к Финансовому департаменту администрации Амурской области, администрации Белогорского района, Финансовому управлению администрации Белогорского района, Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании 244300 руб. 72 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2004 года.
Открытое акционерное общество "Амурэнерго" в лице филиала "Амурэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к администрации Белогорского района, Финансовому управлению администрации Белогорского района о взыскании 244300,72 рублей, составляющих убытки от предоставления льгот отдельным категориям граждан по оплате за электрическую энергию за период с января по апрель 2002 года, с февраля по декабрь 2003 года в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Финансовый департамент администрации Амурской области, Министерство финансов РФ в лице УФК по Амурской области.
В порядке ст. 47 АПК РФ судом произведена замена ненадлежащих ответчиков - администрации Белогорского района, Финансового управления администрации Белогорского района на надлежащих - Финансовый департамент администрации Амурской области, Министерство финансов РФ.
До принятия решения ОАО "Амурэнерго" уменьшило исковые требования до 204449,53 рублей в связи с частичной оплатой задолженности администрацией Белогорского района, уточнив при этом период задолженности с января по апрель 2002 года, а также просит взыскать оставшуюся сумму долга с Министерства финансов РФ.
Решением от 02.06.2004 исковые требования ОАО "Амурэнерго" удовлетворены в уточненном объеме. С Министерства финансов РФ в пользу истца взыскано 204449,53 рублей со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов" от 24.11.1995 N 181, выделялись не в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением от 02.06.2004, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что в соответствии с п.п. "ж" п. 1 ст. 27 Конституции РФ вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду п.п. "ж" ст. 71 Конституции РФ
Полагает, что социальная защита инвалидов не является вопросом исключительных полномочий Российской Федерации, для реализации которых органами исполнительной власти субъекта РФ ежегодно необходимо предусматривать средства в федеральном бюджете.
Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что согласно ст. 85 Бюджетного кодекса РФ обеспечение социальной защиты населения относится к расходам, финансируемым совместно из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов.
Указывает на то, что в Приложении N 13 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" субъекту РФ - Амурская область было запланировано 72342,0 тыс. руб., данные средства в доход бюджета Амурской области из федерального бюджета поступили в полном объеме, поэтому ответственность по возмещению убытков ОАО "Амурэнерго" не может быть отнесена на Министерство финансов РФ.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "Амурэнергосбыт" в период с января по апрель 2002 года, с февраля по декабря 2003 года в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предоставляло гражданам льготы по оплате электрической энергии, проживающим в муниципальном жилом фонде Белогорского района, на сумму 244300,72 рублей.
Администрацией Белогорского района за 2002 год произведена оплата в сумме 84214,76 рублей, за 2003 год в сумме 323327,73 руб., что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленный льготам инвалидам в спорный период в размере 204449,53 рублей, ОАО "Амурэнерго" обратилось с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд правомерно руководствовался ст. 4 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", предусматривающей возмещение расходов на реализацию вышеуказанных льгот за счет федерального бюджета.
Согласно п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, ст.ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что в спорный период расходы по предоставлению льгот, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" утверждены в ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и переданы Амурской области в сумме 72342 тыс. рублей.
Законом Амурской области "Об областном бюджете на 2002 год" от 11.01.2002 N 64-03 финансирование текущих расходов на исполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" по городам и районам области распределено 68682 тыс. руб., из них Белогорскому району 550 тыс. руб.
Однако в 2002 году Управлением социальной защиты населения администрации Амурской области в Министерство труда и социального развития РФ была направлена заявка, согласно которой потребность области в средствах на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" составляла 133327,7 тыс. руб., а поступило в областной бюджет из федерального - 72342 тыс. рублей.
Поскольку объем переданных субвенций и дотаций органами государственной власти РФ не покрывает расходы на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", поэтому арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно ст.ст. 16, 1069 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного, округа постановил:
Решение от 02.06.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1469/04-2/21 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 сентября 2004 г. N Ф03-А04/04-1/2838
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании