Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 сентября 2004 г. N Ф03-А73/04-1/2583
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: юрисконсульт В.А. Гретченко доверенность N 150 от 25.05.2004, от ответчика: Министерства финансов Хабаровского края - консультант Т.Г. Белоножка доверенность N 19-11/1672 от 16.08.2004, Министерства финансов РФ - начальник юридического отдела А.В. Федоров доверенность N б/н от 16.01.2004, Финансового департамента Администрации г. Хабаровска - главный специалист Трунова Е.А. доверенность N 04-02/2726 от 26.12.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 10.03.2004, постановление от 19.05.2004 по делу N А73-11369/2003-34 (АИ-1/437-24) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" к Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 246260,77 рублей.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме отложено до 07.09.2004.
Муниципальное унитарное предприятие г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 246260,77 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01.01.2002 по 31.12.2002 в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Решением от 10.03.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.05.2004, исковые требования МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ со ссылкой на отсутствие в нарушение ст.ст. 84, 130 БК РФ целевого финансирования из федерального бюджета в спорный период денежных средств в бюджет субъекта Федерации на исполнение указанного закона.
В удовлетворении исковых требований за счет остальных ответчиков отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот многодетным семьям.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Министерства финансов РФ поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представители МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам", Министерства финансов Хабаровского края, Финансового департамента администрации г. Хабаровска выразили согласие с принятыми решением, постановлением и просили оставить их без изменения.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и выслушав представителей сторон, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как установлено материалами дела, в период с 01.01.2002 по 31.12.2002 МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" при расчетах за коммунальные услуги предоставляло многодетным семьям льготы в размере 30% скидки от стоимости услуг во исполнение Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
В связи с отказом Администрацией г. Хабаровска в компенсации из городского бюджета выпадающих доходов в размере предоставленных указанной категории граждан льгот, истец обратился с настоящим иском в суд.
Согласно Указу Президента РФ от 05.05.1992 N 431, предписывающему органам исполнительной власти краев, областей установить такую льготу в размере 30% от стоимости услуг и изданного в его исполнение Письма Минфина РФ N 51 и Минсоцзащиты населения РФ N 1-2359-18 от 29 июня 1992 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей", источником финансирования дополнительных затрат, возникающих при реализации указанной льготы, являются средства местных бюджетов.
Вместе с тем в силу ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", возникшее в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти, увеличение расходов местных бюджетов компенсируется органами, принявшими эти решения. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.
Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе на органы местного самоуправления и государственной власти субъекта Федерации, в силу ст. 84 БК РФ относится к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130 Бюджетного кодекса финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.
Исходя из вышеизложенного, а также в соответствии с ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" N 119-ФЗ средства на реализацию льгот, установленных федеральным законодательством, должны предусматриваться в федеральном бюджете для передачи нижестоящим бюджетам.
Поскольку денежные средства на реализацию льгот, предусмотренные Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в федеральном бюджете на спорный период не устанавливались в ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и по этой причине не предусматривались в бюджетах Хабаровского края и муниципального образования - г. Хабаровск, ответственность за убытки, причиненные МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" неисполнением данного Указа, судом правомерно возложена на казну Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ в соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 10.03.2004 и постановление от 19.05.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-11369/2003-34 (АИ-1/437-24) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 сентября 2004 г. N Ф03-А73/04-1/2583
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании