Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 мая 2000 г. N Ф03-А37/00-2/648
(извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Омсукчанскому району на решение, постановление от 29.11.99 г. 11.02.2000 г. по делу N А37-1315/99-1 Арбитражного суда Магаданской области, по иску Государственной налоговой инспекции по Омсукчанскому району к Индивидуальному частному предприятию "А" о ликвидации.
Государственная налоговая инспекция по Омсукчанскому району (в настоящее время Инспекция МНС РФ по Омсукчанскому району) обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с иском о ликвидации Индивидуального частного предприятия "А" в связи с неоднократными нарушениями налогового законодательства.
Решением от 29.11.99 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.02.2000 г. исковые требования удовлетворены.
Оба судебных акта мотивированы тем, что непредставление в налоговый орган отчетов о финансово-хозяйственной деятельности; сведений и документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также невыполнение требований Федерального закона от 30.11.94 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (пункт 5 статьи 6), является основанием для ликвидации предприятия согласно статье 61 Гражданского кодекса РФ. При этом обязанности по осуществлению ликвидации возложены на налоговую инспекцию.
Не согласившись с принятыми судебными актами в части возложения обязанности по проведению ликвидационных мероприятий на Государственную налоговую инспекцию по Омсукчанскому району, ответчик заявил кассационную жалобу, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции в обжалуемой части. При этом налоговый орган ссылается на то, что действующим законодательством не предусмотрена возможность возложения обязанностей по проведению ликвидации юридического лица на ИМНС РФ при обращении последней в арбитражный суд с таким иском.
Кассационная жалоба содержит заявление истца о рассмотрении данной жалобы в отсутствие представителя Инспекции МНС РФ по Омсукчанскому району.
Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в заседании суда кассационной инстанции участия не принимал, отзыв на кассационную жалобу не представил.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив правильность применения арбитражным судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ИЧП "А" зарегистрировано постановлением главы Администрации Омсукчанского района N 100 от 05.04.93 г., на учет в налоговый орган поставлено - 16.06.93 г.
В соответствии со статьей 11 Закона "Об основах налоговой системы", статьей 23 Налогового кодекса РФ, статьями 13-15 Закона "О бухгалтерском учете" и пунктами 75, 76 Положения о бухгалтерском учете, налогоплательщик обязан своевременно и в полном объеме уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.
По-видимому, в предыдущем абзаце имеются в виду пункты 85, 86 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н)
Обстоятельства дела, установленные арбитражным судом, свидетельствуют о том, что ответчик вышеперечисленные обязанности с 1995 г. не выполнял.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 6 ФЗ "О введении в действие части 1 Гражданского кодекса РФ", ИЧП "А" не привело свои учредительные документы в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговому органу предоставлено право обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Основания для ликвидации предприятий определены статьей 61 Гражданского кодекса РФ, в силу которой юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов.
Учитывая, что Инспекция МНС РФ по Омсукчанскому району предъявила иск в пределах своих полномочий и факты неоднократных нарушений налогового законодательства ИЧП "А" подтверждаются материалами дела, арбитражный суд обоснованно удовлетворил исковые требования истца о ликвидации ответчика.
Принятые по делу судебные акты в данной части не оспариваются.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправомерном возложении на налоговую инспекцию обязанности по проведению ликвидационных мероприятий ответчика несостоятелен и не принимается во внимание суда кассационной инстанции по следующим основаниям.
Пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ установлено, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации.
Пунктом 8.2 Устава определено, что ликвидация ИЧП может осуществляться и по решению суда.
Согласно пункту 1.2 Устава ИЧП "А", учредителем-собственником предприятия является Мошкина Т.И., которая выбыла из п. Омсукчан и в настоящее время проживает в г. Магадане.
Таким образом, в данной ситуации, учитывая реальность исполнения судебного решения, арбитражный суд правомерно возложил обязанности по осуществлению ликвидации на налоговую инспекцию Омсукчанского района, которая вправе сама назначить ликвидационную комиссию или наделить ее функциями ликвидатора.
Персональный состав, а также порядок и сроки проведения ликвидационных мероприятий должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридического лица.
Следовательно, обжалованные судебные акты арбитражного суда в данной части не противоречат нормам гражданского и налогового законодательства.
Ссылка истца на "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридического лица" (Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда от 13.01.2000 г. N 50) не принимается во внимание судом кассационной инстанции, поскольку данное письмо носит информационный характер, не является нормативным правовым актом, подлежащим применению при разрешении данного спора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 29.11.99 г. и постановление апелляционной инстанции от 11.02.2000 г. по делу N А37-1315/99-1 оставить без изменения,
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 мая 2000 г. N Ф03-А37/00-2/648
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании