Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 ноября 2004 г. N Ф03-А73/04-2/2747
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Бикинского ММПП ЖКХ - Моргунов С.И. - юрист по доверенности от 18.10.2004 N 638, от ГУ "ЦГСЭН в Бикинском районе - Бобровник Е.Б. - зав. отделением, врач по общей гигиене по доверенности от 01.07.2004 N 274, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Бикинского муниципального многоотраслевого производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства на решение от 24.05.2004, постановление от 06.07.2004 по делу N А73-3927/АП/2004-20 (АИ-1/712/04-45) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Бикинского муниципального многоотраслевого производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства к Государственному учреждению "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Бикинском районе Хабаровского края", Прокурору г. Бикина о признании незаконными постановления от 06.04.2004 о возбуждении дела об административном правонарушении, постановления от 14.04.2004 по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2004. Полный текст постановления изготовлен 01.11.2004.
Бикинское муниципальное многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным постановления прокурора г. Бикина от 06.04.2004, которым возбуждено дело об административном правонарушении по статье 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также постановления Государственного учреждения "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Бикинском районе Хабаровского края" (далее - учреждение) о привлечении предприятия к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 20000 рублей за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.
Решением суда от 24.05.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.07.2004, в удовлетворении заявленных требований отказано, исходя из того, что факт совершенного заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.5 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприятие подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить и указывает на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, судом не учтено, что факт вменяемого ему правонарушения не доказан и за длительный период эксплуатации водозабора из глубинных скважин не установлены нарушения к качеству питьевой воды. При этом схема и места отбора проб питьевой воды проводятся в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Доводы жалобы поддержаны представителем предприятия в судебном заседании кассационной инстанции.
Отзыв на кассационную жалобу учреждением не представлен, однако его представитель в судебном заседании кассационной инстанции возражает против доводов жалобы, считает решение суда и постановление апелляционной инстанции законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав мнение представителей предприятия и учреждения, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, на основании рассмотрения материалов проверки, проведенных учреждением, и обращения главного врача СЭС по Бикинскому району в прокуратуру г. Бикина установлено, что предприятием не соблюдаются требования Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01", в связи с чем в отношении предприятия постановлением прокурора г. Бикина от 06.04.2004 возбуждено дело об административном правонарушении по статье 6.5 КоАП РФ. Постановлением по делу об административном правонарушении от 14.04.2004 N 32, вынесенным главным врачом учреждения, предприятие привлечено к административной ответственности по вышеназванной норме Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 20000 рублей за совершение административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении положений СанПиН 2.1.4.1074-01.
Не согласившись с названными постановлениями, предприятие оспорило их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, введенными в действие с 01 января 2002 года, возложена обязанность по разработке рабочей программы производственного качества контроля воды с определением соответствия питьевой воды нормативам по микробиологическим и паразитическим показателям, которая не была исполнена предприятием.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к питьевой воде и питьевому водоснабжению населению образует состав административного правонарушения по статье 6.5 КоАП РФ и влечет наложение штрафа в размере от 200 до 300 минимальных размеров оплаты труда.
Основным непосредственным объектом данного правонарушения является здоровье населения, в качестве дополнительного объекта выступает здоровье конкретных граждан.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в нарушении санитарно-эпидемиологических правил, норм, стандартов, предъявляемых к питьевой воде, питьевому водоснабжению.
Поскольку диспозиция статьи 6.5 КоАП РФ является бланкетной, для привлечения виновного к административной ответственности важно установить, какие конкретно нормы и правила, предъявляемые к питьевому водоснабжению, данное лицо нарушило.
Общие требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению изложены в статье 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии", а также в Постановлении главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24, которым утверждены "Санитарно-эпидемиологические правила" и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" СанПиН 2.1.4.1074-01.
В соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического надзора; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При этом исходя из положений СанПиН 2.1.4.1074-01, принятых во исполнение Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554, на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию системы водоснабжения, возложена обязанность по разработке рабочей программы производственного контроля качества воды с ее согласованием с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе. Данным нормативно-правовым актом установлены гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды, согласно которым питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства, а также соответствовать нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям.
Из представленных материалов дела следует, что на момент вынесения оспариваемых постановлений прокурора и учреждения предприятие указанную программу не разрабатывало и не утверждало в установленном порядке. Кроме того, в период возникновения спорных правоотношений заявителем не проводились исследования в области безопасности питьевой воды в эпидемиологическом отношении по микробиологическим показателям.
Таким образом, судом обеих инстанций правильно установлены фактические обстоятельства дела и сделан правильный вывод о наличии в действиях предприятия признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.5 КоАП РФ.
Поскольку выводы суда сделаны на основе исследования и оценки представленных в материалах дела доказательств, с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, у суда кассационной инстанции, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, отсутствуют правовые основания для переоценки выводов суда первой и апелляционной инстанций.
В этой связи решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 24.05.2004, постановление апелляционной инстанции от 06.07.2004 по делу N А73-3927АП/2004-20 (АИ-1/712/04-45) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 ноября 2004 г. N Ф03-А73/04-2/2747
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании