Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 ноября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3499
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 15.06.2004, постановление от 05.08.2004 по делу N А51-380/2004 5-16 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения Теплосбыта "Дальэнергосбыт" к Администрации муниципального образования г. Артем, Финансовому управлению Администрации муниципального образования г. Артем, Администрации Приморского края, департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства МФ РФ по Приморскому краю, 3-е лицо: МУ "Центр жилищных субсидий и льгот" о взыскании 19242991 руб. 40 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2004. Полный текст постановления изготовлен 23.11.2004.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения Теплосбыта ДЭС (далее - ОАО "Дальэнерго") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации МО г. Артем, финансовому управлению администрации МО г. Артем, администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 19242991 руб. 40 коп. - убытков, связанных с предоставлением в период с января 2002 по декабрь 2003 (включительно) малоимущим семьям субсидий на оплату тепловой энергии в соответствии с ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.1992 N 4218-1, а также Постановлением Правительства от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУ "Центр жилищных субсидий и льгот".
Решением суда от 15 июня 2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.08.2004, исковые требования удовлетворены за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. В иске к администрации МО г. Артем, финансовому управлению администрации МО г. Артем, администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах ст.ст. 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства МФ РФ по Приморскому краю, которое просит решение суда от 15.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 05.08.2004 отменить, как принятое с нарушением ст. 15.4 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", согласно которой возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответствующих бюджетов, постановления губернатора Приморского края от 28.01.2002 N 53 "О порядке финансирования и распределения средств, направленных из краевого бюджета на субсидии населению по оплате жилищно-коммунальных услуг", которым предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с компенсацией затрат в связи с предоставлением населению адресных субсидий осуществляется Департаментом финансов администрации Приморского края.
В связи с чем, как полагает заявитель, в материально-правовом отношении - обязательстве по возмещению расходов организации по предоставлению субсидий гражданам состоит субъект РФ и органы местного самоуправления, а не Министерство финансов Российской Федерации.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, принятые по делу судебные акты-подлежащими отмене, как необоснованные и незаконные с вынесением нового решения по делу об удовлетворении требований истца за счет казны Приморского края.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "Дальэнерго" в течение 2002, 2003 годов во исполнение заключенного с Администрацией МО г. Артем договора от 10.04.2002, предоставляло малообеспеченным гражданам субсидии на оплату потребляемой тепловой энергии, имеющим на это право в соответствии с ФЗ N 4218-1 от 24.12.1992 "Об основах жилищной политики в РФ" в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ N 887 от 02.08.1999.
Некомпенсированные муниципальными и государственными органами власти из соответствующих бюджетов расходы истца составили 19242991 руб. 40 коп., о взыскании которых заявлены настоящие требования.
В соответствии со статьей 15 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" органы государственного управления, местная администрация предоставляют субсидии гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. При этом закон прямо указывает, что источники финансирования указанных субсидий определяются законодательством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 02.08.1999 N 887 утвердило положение "О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", согласно пункту 6 которого субсидии устанавливаются (рассчитываются) организацией, уполномоченной на то органом местного самоуправления, а порядок выделения средств, направленных на предоставление субсидий, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно п. "ж" ст. 72 Конституции РФ решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
А статья 85 Бюджетного кодекса РФ предусматривает совместное финансирование мероприятий социальной защиты населения как за счет средств федерального бюджета, так и за счет бюджетов субъектов РФ.
В соответствии со статьей 59 ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", статьей 56 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" сформирован Фонд софинансирования социальных расходов, в котором предусмотрены дотации на частичное возмещение консолидированным бюджетам субъектов федерации названных расходов в пределах общего размера предусмотренных в Фонде средств.
В 2002 году дотации из Фонда софинансирования социальных расходов выделялись в пределах общего размера средств, предусмотренных в Фонде исходя из среднего уровня возмещения расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 20%.
Приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ от 27.05.2002 N 354 определен уровень дотирования населения исходя из уровня бюджетной обеспеченности и соотношения расходов на жилищно-коммунальные услуги и доходов населения по соответствующим субъектам Российской Федерации, в том числе бюджету Приморского края - 40%.
Правила предоставления дотаций из Фонда софинансирования в 2003 году утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.04.2003 N 179.
Приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ от 01.04.2003 N 179 с изменениями на 01.04.2004 определен уровень дотаций на выплату субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, уставленный исходя из уровня бюджетной обеспеченности субъекта и соотношения расходов на жилищно-коммунальные услуги и доходов населения в этом субъекте РФ, для Приморского края который составил 20%.
Запланированные в федеральном бюджете денежные средства полностью переданы в бюджеты субъектов Федерации, в том числе Приморского края.
Суд, неправильно применив указанное законодательство, ошибочно пришел к выводу о том, что в 2003 году в бюджет Приморского края утверждался уровень дотаций из Фонда софинансирования на предоставление субсидий в размере 30%.
Поскольку указанными нормативными актами установлено только частичное возмещение из федерального бюджета в бюджеты субъектов федерации расходов на предоставление субсидий населению, поэтому Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 на органы исполнительной власти субъекта РФ возложена обязанность предусматривать при формировании бюджета на соответствующий год выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением субсидий гражданам.
Постановлением Губернатора Приморского края от 28.01.2002 N 53 "О порядке финансирования и распределения средств, направляемых из краевого бюджета на субсидии населению по оплате жилищно-коммунальных услуг" (в редакции Постановлений N 43 от 13.02.2003, N 191 от 27.06.2003) источником этих средств назван краевой бюджет.
Выводы суда о том, что ответственность по иску должна быть возложена на казну Российской Федерации, неисполнившую своих обязательств по предоставлению целевых средств в бюджет субъекта Федерации, не соответствует обстоятельствам дела и указанному законодательству.
В соответствии с названным законодательством, убытки истца подлежат возмещению за счет казны Приморского края.
При этом, на основании п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" суд правомерно освободил от ответственности по иску казну муниципального образования г. Артема, поскольку его ответственность за осуществление государственных полномочий, переданных на его уровень власти, ограничена пределами, в которых она обеспечена соответствующими средствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю - удовлетворить.
Решение от 15.06.2004, постановление от 05.08.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-380/04 5-16 отменить, иск удовлетворить.
Взыскать с казны Приморского края в лице Финансового департамента Администрации Приморского края в пользу ОАО "Дальэнерго" 19242991 руб. 40 коп.
Прекратить исполнение отмененных судебных актов.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 ноября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3499
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании