Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 декабря 2004 г. N Ф03-А51/04-2/3640
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Приморскому краю на решение от 01.07.2004, постановление от 26.08.2004 по делу N А51-3846/2004 33-103 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Приморскому краю к предпринимателю, осуществляющему деятельность без образования юридического лица, К.В. о взыскании 1570,29 рублей.
Резолютивная часть постановления от 29.12.2004. Полный текст постановления изготовлен 30.12.2004.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и борам N 7 по Приморскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица К.В. (далее предприниматель) недоимки по пени в сумме 1570,29 рублей, с учетом уточненных требований сумма пени уменьшена до 876,72 руб. за несвоевременную уплату НДС по ставке 0% за 1 квартал 2003 года.
Решением от 01.07.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.08.2004 в удовлетворении требований отказано. При этом суд установил, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для начисления пени, так как налогоплательщиком подтверждено право на применение ставки 0% соответствующим пакетом при подаче налоговой декларации, следовательно, сумма налога на добавленную стоимость, причитающаяся к уплате в бюджет, отсутствует.
Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговым органом подана кассационная жалоба, в которой он просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, кассационную жалобу удовлетворить. В обоснование жалобы заявитель ссылается на пропуск установленного срока (180 дней) подачи документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, в нарушение пункта 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, что является основанием для начисления сумм НДС, а также пени, в случае неуплаты налога в срок, за период с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта до момента предоставления соответствующего пакета документов.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены оспариваемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом, инспекцией проведена налоговая камеральная проверка декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов предпринимателя К.В. за 1 квартал 2003 года, представленной 15.09.2003 с пакетом документов для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки и налоговых вычетов, по результатам которой 02.12.2003 налоговый орган вынес решение N 34/1 об отказе в привлечении к налоговой ответственности предпринимателя К.В. за совершение налогового правонарушения и предложил уплатить начисленные пени в сумме 1570,29 руб. в соответствии со ст. 75 НК РФ.
Невыполнение требований данного решения послужило основанием обращения инспекции в арбитражный суд.
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пунктом 9 статьи 165 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик должен представить налоговому органу документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0 процентов, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами ГТД на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта. Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональным таможенным органом в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров подлежат налогообложению по установленным ставкам.
Следовательно, пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость, начиная со дня отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).
Вместе с тем вышеназванной нормой права установлено: если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 176 НК РФ.
Из материалов дела усматривается, что декларация по НДС за 1 квартал 2003 года предпринимателем подана по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товара в режиме экспорта, налог на добавленную стоимость с отраженных в данной декларации экспортных операций после истечения установленного срока и до момента подачи декларации налогоплательщиком не уплачивался.
Право на применение налоговой ставки 0% инспекция по налогам и сборам подтвердила.
Следовательно, поскольку на момент проведения налоговой проверки и принятия по ее результатам решения отсутствовал состав налогового правонарушения, то действия налогового органа по начислению пени не могут быть признаны соответствующими действующему законодательству.
Таким образом, арбитражным судом правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права.
У суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств по делу.
Довод кассационной жалобы о необходимости применения к данным правоотношениям положений п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 9 от 11.06.1999 не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как не свидетельствует о несоответствии выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 01.07.2004, постановление апелляционной инстанции от 26.08.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-3846/04 33-103 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 декабря 2004 г. N Ф03-А51/04-2/3640
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании