Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 ноября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3542
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Минфина РФ по Приморскому краю на решение от 04.06.2004, постановление от 29.07.2004 по делу N А51-3398/04 5-150 Арбитражного суда Приморского края, по иску Муниципального унитарного предприятия "Новая Эра" г. Владивосток к Администрации Муниципального образования г. Владивосток, Финансовому управлению Администрации г. Владивосток, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, третьи лица Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Владивостока о взыскании 4120572 руб.
Резолютивная часть постановления от 23.11.2004. Полный текст постановления изготовлен 30.11.2004.
Муниципальное унитарное предприятие "Нова эра" г. Владивосток (далее МУП "Новая Эра") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Муниципального образования г. Владивосток, Финансовому управлению Администрации г. Владивосток, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ о взыскании 4120572 руб., составляющих задолженность по возмещению убытков образовавшихся в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50% при реализации ФЗ "О ветеранах" в период с июля по декабрь 2002 года, с января по октябрь 2003 года.
До вынесения решения по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено - Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Владивостока.
На основании ст. 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования, уменьшив сумму иска на 20535 руб., в связи с допущенной арифметической ошибкой при оформлении расчета суммы иска.
Решением суда от 02.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.07.2004, требования истца удовлетворены путем взыскания 4100037 руб. с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, в части взыскания 20535 руб. производство по делу прекращено. В иске к Администрации муниципального образования г. Владивостока, Финансовому управлению Администрации муниципального образования г. Владивостока, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края судом отказано.
Суд исходил из неисполнения Российской Федерацией установленных федеральным законодательством обязательств по финансированию из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации средств для компенсации спорных расходов, в связи с чем, ответственность за возникшие у истца убытки должна нести Казна Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статьей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит отменить принятые по делу решение и постановление Арбитражного суда Приморского края как необоснованные, вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, в иске к Российской Федерации истцу отказать.
При этом, заявитель, полагая, что Российская Федерация - ненадлежащий ответчик по делу, ссылается на неправильное применение судом п. 2 ст. 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей возмещение указанных расходов истца за счет средств субъекта Федерации с последующим возмещением бюджету субъекта путем взаиморасчетов с федеральным бюджетом.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, МУП "Новая Эра" за счет собственных средств в период с июля по декабрь 2002 года и с января по октябрь 2003 года в соответствии с федеральным законом "О ветеранах" предоставило гражданам, имеющим согласно названного закона право на 50% скидку, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В связи с предоставлением указанных льгот истцу причинены убытки в сумме 4100037 руб., некомпенсированные ему государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском в соответствии со ст. 16, 1069 ГК РФ.
Статья 10 Федерального закона "О ветеранах" от 12.05.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. При этом за счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ следует читать как "12.01.1995"
Указанная статья также предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, имеющих целевое назначение.
При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому закону.
Вместе с тем, постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Исходя из Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ (действующим до 07.07.2003), финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом, финансирование на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Приморского края не производилось. Указанное подтверждается Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" N 194-ФЗ от 30.12.2001, согласно статей 54-57 которого, данные расходы в составе расходов федерального бюджета на 2002 год не утверждались.
Не предусмотрены они, как отдельный вид расходов, и в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации согласно Приложению N 11 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".
Наряду с этим, Законами Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" от 26.11.2002 N 174-КЗ (с изменениями на 26.08.2002), "О краевом бюджете на 2003 год" N 31-КЗ от 21.01.2003 в составе расходов бюджета Приморского края за счет собственных средств предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации Федерального закона "О ветеранах", в том числе в бюджет г. Владивостока соответственно в 2002 году - 84751 тыс. руб., в 2003 году - 96562 тыс. руб.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" N 174-КЗ следует читать как "26.11.2001"
Согласно Приложению N 5 к Закону Приморского края от 12.08.2003 N 68-КЗ "Об исполнении краевого бюджета за 2002 год" указанные средства доведены до муниципального образования в запланированном объеме, а в 2003 году - фактически профинансировано 88516 тыс. руб., недофинансирование вызвано неисполнением доходной части краевого бюджета.
Вместе с тем, поступившие из краевого бюджета в бюджет города средства и направленные по целевому назначению, не удовлетворили потребность г. Владивостока по возмещению расходов организациям, предоставившим льготы по жилищно-коммунальным услугам.
Поскольку денежные средства из федерального бюджета на финансирование льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг Приморскому краю целевым назначением в 2002, 2003 годах не передавались, суд правомерно освободил от ответственности по иску субъект Федерации и муниципальное образование, удовлетворив требования истца за счет казны Российской Федерации.
Судебные акты приняты Арбитражным судом Приморского края с соблюдением норм процессуального и материального права, всем изложенным обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка, поэтому оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 04.06.2004, постановление от 29.07.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-3398/2004 5-150 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 ноября 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3542
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании