Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 декабря 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3911
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 05.08.2004, постановление от 20.09.2004 по делу N А51-4933/04 22-147 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения Теплосбыта "Дальэнергосбыт" к Управлению социальной защиты населения Администрации муниципального образования г. Артем, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Минфина России по Приморскому краю, 3-е лицо: Финансовое управление Администрации муниципального образования г. Артем о взыскании 296783 руб. 53 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 21.12.2004. Полный текст постановления изготовлен 28.12.2004.
Открытое акционерного общества "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения Теплосбыта "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Минфину РФ, департаменту финансов администрации Приморского края, Управлению социальной защиты населения администрации г. Артема о взыскании 296783 руб. 53 коп., составляющих расходы, связанные с предоставлением льготы многодетным семьям в период с 01.01.2003 по 31.12.2003, по оплате за теплоэнергию в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 05.05.1992 N 431.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Финансовое управление администрации г. Артема.
Решением арбитражного суда от 05.08.2004, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.09.2004, истребуемая сумма взыскана в пользу истца с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
При этом, судом установлено отсутствие целевого финансирования из федерального бюджета в бюджет субъекта Федерации на исполнение указанного закона, в нарушение ст. 84, 130 БК РФ.
В удовлетворении требований за счет остальных ответчиков отказано.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по заявлению Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит его отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд применил нормы права, которые не подлежали применению в рассматриваемом деле.
Считает, что при принятии решений судом неверно истолкованы нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот многодетным семьям.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыв на них, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов, находя их законными и обоснованными.
Как видно из материалов дела, истец в 2003 году при расчетах за теплоэнергию предоставил многодетным семьям льготы в размере 30% скидки от стоимости услуг во исполнение Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" и п. 1.1 договора, заключенного ОАО "Дальэнерго" и Управлением социальной защиты населения администрации г. Артема.
Ввиду отказа в компенсации из соответствующего бюджета выпадающих доходов государственными и муниципальными органами в размере предоставленных указанной категории граждан льгот, истец обратился с настоящим требованием.
Согласно Указу Президента от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" для многодетных семей установлена скидка при оплате коммунальных услуг. Источник финансирования этой льготы в Указе не определен, но предложено Министерству финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление предусмотренных в нем мер.
Во исполнение настоящего Указа Министерство финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ пунктом 2 Письма от 29.06.1992 определили, что финансирование затрат по предоставлению многодетным семьям скидки на плату за пользование коммунальными услугами производится за счет средств местных бюджетов.
26.03.2003 решением Верховного суда РФ N ГКПИ 03-139 пункт 2 Письма Минфина России N 51 и Минсоцзащиты России N 1-2359-18 признан недействующим, как противоречащий федеральным законам и нарушающий права местного самоуправления.
Вместе с тем, обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе - на органы местного самоуправления и государственной власти субъекта федерации, в силу ст. 84 БК РФ, относятся к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Судебными инстанциями Арбитражного суда Приморского края установлено, что в местном бюджете г. Артема на 2003 год средства на реализацию Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 запланированы и профинансированы в полном объеме, но не в достаточном количестве для компенсации фактических затрат, понесенных предприятиями коммунального хозяйства в связи с предоставлением льгот.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130 БК РФ финансовые средства, необходимые для осуществления полномочий РФ, не относящихся к предмету ведения субъекта РФ, передаваемые из бюджета РФ, предусматриваются в нем как отдельный вид расходов бюджета и учитываются отдельно по каждому виду расходов.
Исходя из указанных норм права, а также ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" N 119-ФЗ средства на реализацию льгот, установленных федеральным законодательством, должны предусматриваться в федеральном бюджете для передачи нижестоящим бюджетам.
Поскольку, денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в спорный период не санкционировались в законе о федеральном бюджете на соответствующий год и по этой причине не предусмотрены в бюджетах Приморского края, ответственность за убытки, причиненные истцу неисполнением Указа Президента, правомерно, в соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ, судом возложена на казну Российской Федерации в лице Минфина.
Не основателен довод заявителя жалобы и по поводу включения в сумму стоимости льгот налога на добавленную стоимость, так как он не подтвержден материалами дела.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 05.08.2004 и постановление от 20.09.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-4933/2004 22-147 оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 декабря 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3911
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании