Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 декабря 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3970
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 09.08.2004, постановление от 20.09.2004 по делу N А51-5265/04 7-158 Арбитражного суда Приморского края, по иску Открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения Теплосбыта "Дальэнергосбыт" к Администрации г. Артема, Минфину РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов администрации Приморского края, 3-е лицо: Финансовое управление Администрации г. Артема о взыскании 110107 руб. 47 коп.
Резолютивная часть постановления от 21 декабря 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2004 года.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения Теплосбыта "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации г. Артема, Минфину РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов администрации Приморского края о взыскании 110107 руб. 47 коп., составляющих убытки, образовавшиеся в результате предоставления льгот по оплате электроэнергии гражданам, имеющим на это право на основании Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".
К участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Финансовое управление Администрации г. Артема.
До принятия решения по делу истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования и заявил о взыскании с Минфина РФ убытков в сумме 103609 руб. 40 коп.
Решением суда от 09.08.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.09.2004, исковые требования удовлетворены в полном объеме со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по заявлению Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит их отменить.
В обоснование своих требований заявитель приводит доводы о том, что ст. 72 Конституции РФ социальную защиту граждан, защиту прав граждан относит к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, также в силу ст. 4 ФЗ РФ "О донорстве крови и ее компонентов" финансирование расходов должно осуществляться на основе федеральных, республиканских и местных программ, поэтому возложение ооязанности по возмещению этих расходов за счет федерального бюджета, по его мнению, неправомерно.
Кроме того, Министерство финансов РФ ссылается на ст. 9 ФЗ РФ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", в которой говорится о необходимости решения вопроса об обеспечении бюджета того или иного уровня финансовыми ресурсами, а не об обязательной передаче денежных средств из бюджета Российской Федерации бюджетам субъектов.
Также, указывает на то, что истцом документально не доказан факт возникновения убытков в спорный период.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания жалобы, участия в заседании суда не приняли.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ОАО "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения Теплосбыта с июля по декабрь 2003 года за счет собственных средств предоставило льготы по оплате потребленной тепловой энергии гражданам в соответствии с законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов" на основании договора от 25.03.2003, заключенного между ОАО "Дальэнерго" и администрацией г. Артема, на общую сумму 103609 руб. 40 коп.
В связи с невозмещением ответчиком указанных расходов заявлены настоящие требования.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг. При этом статьей 4 названного Закона предусмотрено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
Таким образом, нормами Закона не установлены ни конкретный размер льгот, ни порядок распределения бремени их финансирования между уровнями бюджетной системы по финансированию расходов, связанных с их предоставлением. Следовательно, Закон не позволяет сделать вывод о принятии обязательств по финансированию мероприятий, связанных с предоставлением льгот.
Как установлено судебными инстанциями, в бюджетах администрации Приморского края и администрации г. Артема отсутствуют соответствующие статьи расходов на компенсацию предоставляемых льгот по оплате коммунальных услуг лицам, награжденным знаком "Почетный донор России". На федеральном уровне вопрос финансирования и распределения указанных расходов между соответствующими бюджетами не урегулирован.
Арбитражный суд Приморского края, удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, правомерно сослался на Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О, исходя из конституционно-правового смысла которого, впредь до урегулирования возникших правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Указанная правовая позиция следует из положений Конституции РФ и обеспечивает реализацию прав и законных интересов граждан и организаций.
В связи с указанным суд апелляционной инстанции правомерно взыскал сумму 2801 руб. 72 коп., составляющую льготы, предоставленные истцом по оплате тепловой энергии лицам, награжденным знаком "Почетный донор России", с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения первой и апелляционной инстанций, и получили правильную правовую оценку.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.08.2004 и постановление от 20.09.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5265/04 7-158 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 декабря 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3970
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании