Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 декабря 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3914
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Минфина РФ по Амурской области на решение от 03.09.2004 по делу N А04-2014/04-2/57 Арбитражного суда Амурской области, по иску Открытого акционерного общества "Амурэнерго" в лице ФАО "Амурэнергосбыт" к Финансовому управлению Муниципалитета г. Тынды, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области, Муниципалитету г. Тынды, Управлению социальной защиты населения муниципалитета г. Тынды, Финансовому Департаменту Администрации Амурской области о взыскании 135529 руб. 17 коп.
Резолютивная часть постановления от 21.12.2004. Полный текст постановления изготовлен 28.12.2004.
Открытое акционерное общество Амурэнерго" в лице ФАО "Амурэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Финансовому управлению Муниципалитета г. Тынды, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области, Муниципалитету г. Тынды, Управлению социальной защиты населения муниципалитета г. Тынды, Финансовому Департаменту Администрации Амурской области о взыскании 135529 руб. 17 коп., составляющих убытки понесенные в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по оплате электроэнергии в размере 50% при реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за период с 01.04.2003 по 31.12.2003 года.
Решением суда от 04.09.2004 требования истца удовлетворены путем взыскания 135529 руб. 17 коп. с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, в части требований к Финансовому управлению Муниципалитета г. Тынды, Муниципалитету г. Тында, Управлению социальной защиты населения муниципалитета г. Тынды, Финансовому департаменту Администрации Амурской области производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статьей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, которое просит отменить принятое по делу решение Арбитражного суда Амурской области как необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, в иске к нему истцу отказать.
При этом, заявитель ссылается на исполнение Российской Федерацией своих обязательств предоставлением целевых субвенций из федерального фонда компенсаций бюджету Амурской области в соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" и ФЗ от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений, дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и на непредставление в Минфин РФ заявок на изменение целевого финансирования субъекта в установленном законом порядке.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 ст. 72 Конституции РФ, ст. 85 БК РФ вопросы социальной защиты населения и их финансирование находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Поскольку социальная защита инвалидов не является вопросом исключительных полномочий Российской Федерации, то для реализации этих льгот органам исполнительной власти субъекта РФ необходимо ежегодно предусматривать средства в своем бюджете за счет собственных доходов.
При рассмотрении данного спора судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что согласно статье 264 БК РФ исполнение федерального бюджета на соответствующий год завершается 31 декабря.
Следовательно, на момент рассмотрения данного дела в суде исполнение федерального бюджета на 2003 год было уже завершено, что исключает возмещение понесенных энергоснабжающей организацией расходов за счет названного бюджета.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "Амурэнерго" за счет собственных средств в период с 01.04.2003 по 31.12.2003 года в соответствии с федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и во исполнение заключенного с Управлением социальной защиты населения муниципалитета г. Тында договора на возмещение выпадающих доходов от 01.04.2003 N 37-06 предоставило гражданам, имеющим согласно названного закона право на 50% скидку, льготы по оплате электроэнергии.
В связи с предоставлением указанных льгот истец не получил доход в сумме 135529 руб. 17 коп. не возмещенной государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием обращения с настоящим иском.
Размер предоставленных льгот подтверждается актом сверки расчетов на 31.12.2003.
Право на получение скидки при оплате жилищно-коммунальных услуг не ниже 50% имеют инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
Источник финансирования данных льгот настоящий Закон не определил.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Указанное Постановление также не называет источник финансирования этих льгот.
Вместе с тем Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999, главы VI.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду глава IV.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" следует читать как "24.06.1999"
В соответствии с п. 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" определено, что возмещение расходов на предоставление отдельным категориям граждан льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе, в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов РФ для возмещения фактически произведенных расходов.
В 2003 году Амурской области Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" утверждено 110320 тыс. рублей субвенций из Фонда компенсаций на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Как установлено судом, в 2003 году согласно бюджетной заявке, направленной Управлением социалной защиты населения администрации Амурской области в Министерство труда и социального развития РФ, потребность области в средствах на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" составляла - 395343,7 тыс. руб., фактически из Фонда компенсаций в областной бюджет поступило - 130295 тыс. руб., что составляет - 32,9% от потребности.
Данные средства, согласно Законам Амурской области об областном бюджете на соответствующий год распределены в бюджеты муниципальных образований области на реализацию льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, в том числе в бюджет Тындинского района в 2003 году - 3279 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования субъектом указанных средств Министерство финансов РФ не представило.
Поскольку органами государственной власти не обеспечено финансовыми средствами в полном объеме исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", судом правомерно возмещены истцу убытки за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса РФ гражданская правоспособность Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований осуществляется через их органы, в соответствии с компетенцией последних.
Как разъяснено в п. 12 Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, в случае предъявления истцом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиками по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Указанное не противоречит статье 10 Бюджетного кодекса РФ, а также Положению о Министерстве финансов РФ, согласно которому Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
При этом, разрешая спор, суд обоснованно сослался на статьи 16, 1069 Гражданского кодекса РФ, предусматривающие возмещение убытков, причиненных гражданину либо юридическому лицу неправомерным бездействием государственных органов, поскольку установлено ненадлежащее обеспечение либо отсутствие обеспечения финансовыми средствами исполнения федерального законодательства, установившего льготы рассматриваемым категориям граждан. Доводы заявителя кассационной жалобы о неправомерном применении ст. 1069 ГК РФ судом кассационной инстанции отклоняются.
В связи с чем доводы Минфина РФ о необоснованном возложении на него ответственности несостоятельны.
Поскольку решение суда принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, оснований для его отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 04.09.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-2014/04-2/57 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 декабря 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3914
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании