Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 декабря 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3753
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 23.07.2004 по делу N А04-1693/04-7/103 Арбитражного суда Амурской области, по иску Открытого акционерного общества "Райчихинскгаз" к Администрации Бурейского района Амурской области, Министерству финансов РФ, Финансовому департаменту администрации Амурской области, 3-е лицо: Департамент социальной защиты населения администрации Амурской области о взыскании 189723 руб. 50 коп.
Резолютивная часть постановления от 20 декабря 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2004 года.
Открытое акционерное общество "Райчихинскгаз" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к администрации Бурейского района Амурской области, Министерству финансов РФ, Финансовому департаменту администрации Амурской области о взыскании 189574 рублей 50 копеек (с учетом уточненных требований), составляющие выпадающие доходы от предоставления в 2003 году отдельным категориям граждан льгот по оплате за газ.
Определением от 20.05.2004 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент социальной защиты населения администрации Амурской области.
Решением от 23.07.2004 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Из казны РФ в лице Минфина РФ в пользу ОАО "Райчихинскгаз" взысканы убытки в размере 189127,5 руб., со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов", Указом Президента РФ "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест предварительного содержания", выделялись не в полном объеме. С Финдепартамента администрации Амурской области в пользу ОАО "Райчихинскгаз" взысканы убытки, связанные с предоставлением льгот, предусмотренных Положением "О почетном доноре Амурской области" в сумме 447 рублей на основании п. 3 ч. 4 ст. 170 АПК РФ. В иске к финансовому отделу администрации Бурейского района и администрации Бурейского района отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Правильность судебного акта проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области, где ставится вопрос об его отмене как незаконного.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод суда о том, что средства на реализацию ФЗ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов", Указом Президента РФ "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест предварительного содержания" должны быть запланированы в федеральном бюджете как целевые, является необоснованным в результате неправильного применения норм материального права в вопросе разграничения расходных обязательств субъекта и РФ.
При этом полагает, что дефицит бюджета субъекта не является основанием возложения ответственности на Российскую Федерацию.
Также ссылается на допущенные судом нарушения ряда норм процессуального права.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явились.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, ОАО "Райчихинскгаз" за счет собственных средств в 2003 году в соответствии с ФЗ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов", Указом Президента РФ "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест предварительного содержания", Положением "О почетном доноре Амурской области" и во исполнение заключенных с администрацией Бурейского района договоров от 01.03.2003 на возмещение затрат, понесенных газоснабжающим предприятием, предоставило населению Бурейского района льготы по оплате за газ, что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.
Ввиду невозмещения расходов по оплате за газ истцу в сумме 189574,5 руб. предъявлен настоящий иск.
Указом Президента РФ от 15.10.1992 N 1235 бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей предоставлены льготы по материально-бытовому обеспечению за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.
Порядок возмещения указанных расходов субъекту РФ утверждается Правительством РФ, который фактически не определен.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996, изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Указанное Постановление не называет источник финансирования указанных льгот.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999 N 119-ФЗ, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" N 119-ФЗ следует читать как "24.06.1999"
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий.
ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" в 2003 году для оплаты льгот по жилищно-коммунальным услугам инвалидам из федерального бюджета направлено 110320 тыс. руб., которые распределены по бюджетам муниципальных образований в полном объеме, нецелевого использования этих средств не установлено. Указанных средств оказалось недостаточно, так как потребность области составила 395343,7 тыс. рублей, что подтверждается имеющейся в материалах дела бюджетной заявкой на 2003 год.
Кроме того, названным законом не утверждены расходные статьи, предусматривающие целевое выделение денежных средств в бюджет субъектов РФ на реализацию льгот по ФЗ "О ветеранах", Указу Президента РФ "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест предварительного содержания".
На реализацию Указа Президента РФ "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест предварительного содержания" средства в бюджете Амурской области не предусматривались.
Наряду с этим Законом Амурской области N 169 от 30.12.2002 "Об областном бюджете на 2003 год" в составе расходов бюджета Амурской области за счет нормативов отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сумм финансовой помощи бюджету Бурейского района в 2003 году на выполнение государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах" и в части льгот по оплате коммунальных услуг определена сумма 10432 тыс. руб., тогда как потребность района составила 514201,4 тыс. руб.
Таким образом, Арбитражный суд Амурской области правомерно возложил ответственность за неисполнение указанных законов на Российскую Федерацию в лице Минфина РФ на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
Утверждения заявителя жалобы о нарушении арбитражным судом норм материального права, судом кассационной инстанции проверены и не нашли подтверждения.
Не принимаются во внимание и доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении норм процессуального права. Исходя из смысла действующего процессуального законодательства, суд не вправе самостоятельно определять ответчиков по делу. Это право принадлежит истцу, который определил ответчиков, предъявив к ним соответствующие исковые требования.
В остальной части решение и постановление соответствуют закону и не обжалуются сторонами.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.07.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1693/04-7/103 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 декабря 2004 г. N Ф03-А04/04-1/3753
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании