Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 января 2005 г. N Ф03-А04/04-1/4084
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от 3-х лиц: от Администрации Амурской области - Щербаков А.Г. - начальник отдела экспертизы договоров по доверенности N 01-13-3407 от 27.09.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 12.08.2004 по делу N А04-1401/04-4/62 Арбитражного суда Амурской области, по иску муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика г. Райчихинска" к финансовому департаменту администрации Амурской области, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области, Финансовому отделу администрации г. Райчихинска о взыскании 774092,95 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2005. Полный текст постановления изготовлен 18.01.2005.
Муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика г. Райчихинска" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Финансовому департаменту администрации Амурской области, Министерству финансов России в лице УФК по Амурской области, Финансовому отделу администрации г. Райчихинска о взыскании 774092 руб. убытков, понесенных в результате предоставления в период с 01.09.2003 по 01.03.2004 льгот по оплате коммунальных услуг педагогическим и медицинским работникам, предусмотренных Законом РФ "Об образовании" и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Определением суда от 12.04.2004 для участия в деле в качестве лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечены Администрация г. Райчихинска и Администрация Амурской области.
Решением суда от 12.08.2004 в пользу истца взыскано 435389,10 руб. с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации, в части предъявленных требований к администрации Амурской области в иске отказано.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ в лице УФК по Амурской области, которое просит решение суда отменить и в иске к нему отказать.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что действующее в спорный период законодательство, регулирующее порядок предоставления льгот названной категории граждан, указывает в качестве источника, за счет которого осуществляются расходы, местный бюджет.
Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что в 2003 году согласно ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" из федерального бюджета Амурской области предоставлена финансовая помощь из Фонда компенсаций на указанные цели в размере 37774,10 тыс. руб., как это предусмотрено ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003.
Считает, что суд неправомерно взыскал с него убытки истца, поскольку признаки для возмещения ответственности, предусмотренные нормами ст. 1069 Гражданского кодекса РФ, отсутствуют.
Администрация Амурской области в представленном отзыве и через представителя в судебном заседании доводы кассационной жалобы отклонила, просила решение суда оставить без изменения.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец в период с 01.09.2003 по 01.03.2004 предоставил льготы по оплате коммунальных услуг, установленные ст. 55 Закона РФ "Об образовании", ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, работникам общеобразовательных учреждений, врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственных и муниципальных систем здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа.
В связи с тем, что понесенные предприятием затраты по предоставлению льгот не возмещены ему в полном объеме, истец обратился с настоящим иском о взыскании, с учетом уточнения исковых требований: 435389,10 руб. с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации и 119666,44 руб. с Финансового департамента администрации Амурской области.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление услуг по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных ФЗ "Об образовании", Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", Приказу Минфина РФ от 25.07.2003, реализация законов в части предоставления льгот осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом на соответствующий год.
Как установлено судом, в 2003 году в доход бюджета Амурской области из Фонда компенсаций федерального бюджета на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг поступило 37774,1 тыс. рублей, что соответствует размеру средств, запланированных на указанные цели законом о федеральном бюджете на соответствующий год. В 2004 году на рассматриваемые цели из федерального бюджета поступило 5797,6 тыс. руб.
Указанные средства распределены муниципальным образованиям в полном объеме, в том числе, г. Райчихинску в размере 631,5 тыс. руб. и 161 тыс. руб. соответственно в 2003 и 2004 годах, вместе с тем не обеспечили фактическую потребность в финансировании муниципального образования на реализацию федерального законодательства в части предоставления гражданам льгот.
В соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ, ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" от 25.09.1997 N 126-ФЗ при наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями субъектов РФ материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием этих решений. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь названными нормативно-правовыми актами, арбитражный суд правомерно освободил от ответственности муниципальное образование.
Согласно нормам ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 11-ФЗ (действующий до 07.07.2003), раздел полномочий РФ и субъекта РФ в области социальной защиты определяется по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение.
Указанные положения содержатся в главе VI.I ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду глава IV.I ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Исходя из положений названных правовых актов, а также норм ст. 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ, Арбитражный суд Амурской области правомерно указал, что финансирование расходов на реализацию переданных субъекту полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться путем передачи в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета средств в виде субвенций и субсидий.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили в полном объеме исполнение федеральных законов в части предоставления отдельным гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд правомерно удовлетворил требования истца о взыскании 435389,10 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует ст. 125 Гражданского кодекса РФ, а также п. 12 Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ от 01.07.1996 N 6/8.
Согласно Постановлению Правительства РФ N 581 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер Постановления Правительства РФ от 15.08.2001 следует читать как "N 584"
В связи с чем судом правомерно отказано в части исковых требований к Финансовому департаменту администрации Амурской области, поскольку, как установлено в процессе рассмотрения спора, поступившие из федерального бюджета средства на реализацию льгот рассматриваемой категории граждан распределены субъектом в полном объеме по муниципальным образованиям для погашения задолженности перед предоставившими льготные услуги предприятиями и доказательств нецелевого использования субъектом средств федерального бюджета не представлено.
Таким образом, решение суда соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 12.08.2004 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1401/04-4/62 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 января 2005 г. N Ф03-А04/04-1/4084
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании