Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 февраля 2005 г. N Ф03-А51/04-1/4411
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 02.09.2004, постановление от 04.11.2004 по делу N А51-5909/2004 7-170 Арбитражного суда Приморского края, по иску закрытого акционерного общества "Жилищно-коммунальное управление" к Министерству финансов РФ в лице управления федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Финансовому управлению администрации муниципального образования Пожарский район о взыскании 2206618,6 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2005. Полный текст постановления изготовлен 01.02.2005.
Закрытое акционерное общество "Жилищно-коммунальное управление обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Финансовому управлению администрации муниципального образования Пожарского района, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 2206618,60 руб. расходов, связанных с предоставлением в 2003 году гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
Решением суда от 02.09.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.11.2004, требования истца удовлетворены путем взыскания истребуемой суммы с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ, в которой предлагается их отменить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение ст. 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей предоставление льгот за счет средств бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов, с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Со ссылкой на постановление Правительства РФ от 30.07.1998 N 862, Минфин РФ приводит доводы о том, что государственные полномочия Российской Федерации по финансированию льгот на коммунальные услуги переданы на муниципальный уровень, и таким образом, соответствующие полномочия Российской Федерации прекращены.
Обращает внимание суда кассационной инстанции, что в размер исковых требований истцом включена сумма налога на добавленную стоимость, что противоречит действующему законодательству.
В представленном отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Жилищно-коммунальное управление" доводы, изложенные в ней, отклонило, полагая состоявшиеся по делу судебные акты законными.
В судебное заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Как установлено судом, истец на основании ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ и во исполнение договора N 1 от 01.01.2003, заключенного с Отделом социальной защиты населения администрации Пожарского района за счет собственных средств предоставило в 2003 году гражданам, имеющим на это право, 50-процентную скидку при оплате жилищно-коммунальных услуг.
В связи с невозмещением истцу государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления его расходов в сумме 2206618,6 руб. заявлены настоящие исковые требования.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.05.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. За счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату ФЗ "О ветеранах" N 5-ФЗ следует читать как "12.01.1995"
Указанная статья предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, имеющих целевое назначение.
При этом, порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому закону
Вместе с тем, постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
При рассмотрении спора, арбитражный суд обоснованно, руководствуясь ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999 (действующим до 07.07.2003, сделал вывод о том, что обязательства по предоставлению ветеранам льгот, установленных федеральным законом, относятся к государственным полномочиям и финансирование расходов на их реализацию должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" следует читать как "24.06.1999"
В соответствии с п. 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом, финансирование на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Приморского края целевым назначением не производилось, как не утвержденные Федеральным Законом "О федеральном бюджете на 2003 год" N 176-ФЗ от 24.12.2002.
Не предусмотрены они, как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации согласно Приложению N 13 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год".
В связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы о прекращении государственных полномочий по предоставлению гражданам жилищно-коммунальных льгот судом отклоняются, как противоречащие установленным судом обстоятельствам дела.
Наряду с этим, статьей 27 Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2003 год" от 21.01.2003 N 31-КЗ в составе расходов бюджета Приморского края предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах" в части предоставления льгот по оплате коммунальных услуг, в том числе Пожарскому району в сумме 236521 тыс. руб.
Согласно Приложению N 5 к Закону Приморского края от 08.06.2004 N 115-КЗ "Об исполнении краевого бюджета за 2003 год" указанные средства доведены до муниципального образования в объеме 93% от запланированного по причине неисполнение доходной части краевого бюджета.
Объем переданных из краевого бюджета муниципальному образованию субвенций на рассматриваемые цели не удовлетворил его потребность в средствах на компенсацию расходов предприятий, предоставивших ветеранам льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных федеральным законом ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составив федеральный бюджет на 2003 год без учета необходимых средств, понесенные истцом расходы правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует статьям 125, 1071 Гражданского кодекса РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправомерном включении в сумму исковых требований НДС судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку согласно ФЗ "О налоге на добавленную стоимость" физические лица не являются плательщиками НДС на отпущенную электрическую энергию. При рассмотрении спора судом не установлено и заявителем жалобы не представлено доказательств, что в стоимость предъявленных к возмещению компенсационных сумм включен НДС.
Таким образом, решение и постановление суда приняты с соблюдением норм процессуального и материального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 02.09.2004, постановление от 04.11.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5909/04 7-170 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 февраля 2005 г. N Ф03-А51/04-1/4411
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании