Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 октября 2004 г. N Ф03-А04/04-1/2982
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Минфина России по Амурской области на решение от 23.06.2004 по делу N А04-1580/04-23/53 Арбитражного суда Амурской области, по иску муниципального унитарного предприятия "Заказчик" к Финансовому отделу администрации г. Райчихинска, администрации г. Райчихинска, финансовому департаменту администрации Амурской области, Министерству финансов РФ в лице УФК Минфина России по Амурской области о взыскании 3922621,81 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2004 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Заказчик" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Финансовому отделу администрации г. Райчихинска, администрации г. Райчихинска, Финансовому департаменту администрации Амурской области, Министерству финансов РФ в лице УФК Минфина России по Амурской области о взыскании 3922621,81 рублей расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг за период с января 2002 по май 2003 года, предусмотренных ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5.
Решением от 23.06.2004 исковые требования МУП "Заказчик" удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов Российской Федерации. В иске, к остальным ответчикам отказано.
При этом суд исходил из того, что Министерство финансов РФ не обеспечило субъект РФ - Амурская область финансовыми средствами в полном объеме понесенных МУП "Заказчик" и другими поставщиками коммунальных услуг расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", и в нарушение п. 2 ст. 10 указанного Закона не учло при формировании бюджета на 2002 год и на 2003 год отдельной строкой средства целевого назначения для взаиморасчетов с бюджетами субъектов РФ в части расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам.
Отказ в иске к администрации г. Райчихинска, финансовому отделу администрации г. Райчихинска, финансовому департаменту администрации Амурской области суд мотивировал тем, что указанные ответчики возместили часть расходов предприятиям, предоставляющим льготы во исполнение ФЗ "О ветеранах" в спорный период в пределах своих финансовых возможностей за счет собственных средств.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с состоявшимся решением от 23.06.2004, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот ветеранам.
Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого решения, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, в период с 01.01.2002 по 31.05.2003 МУП "Заказчик" предоставляло льготы по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам, проживающим в негосударственном жилищном фонде, согласно ФЗ РФ "О ветеранах".
Всего за указанный период истец предоставил льгот на сумму 3922621,81 руб., что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, суд правомерно руководствовался статьей 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей возмещение расходов на реализацию указанных льгот за счет федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 и от 15.08.2001 N 584 предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" N 194 от 31.12.2001, ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" N 176 от 24.12.2002 не предусматривались.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" N 194-ФЗ следует читать как "30.12.2001"
Как видно из материалов дела, ст. 37 Закона Амурской области "Об областном бюджете на 2002 год" утверждены учтенные при расчете нормативов отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов (сборов) и финансовой помощи городам и районам области из областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований расходы на реализацию Закона "О ветеранах" в размере 283737 тыс. руб., из них г. Райчихинску - 34196 тыс. руб.; ст. 41 Закона Амурской области "Об областном бюджете на 2003 год" утверждены расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в размере 423613 тыс. руб., из них г. Райчихинску - 47538 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования муниципальным образованием г. Райчихинска данных денежных средств в деле не имеется.
Таким образом, Амурская область как субъект федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных областным бюджетом при реализации ФЗ "О ветеранах", предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию указанного закона в пределах своих финансовых возможностей.
Согласно п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Часть 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" устанавливает, что расходы государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и имеют целевое значение.
Правительством РФ в рассматриваемый период не определен порядок возмещения расходов, понесенных субъектами Федерации и муниципальными образованиями, в связи с предоставлением льгот ветеранам.
Пунктом 4 статьи 130, ст.ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Таким образом, суд правомерно возложил ответственность за неисполнение ФЗ "О ветеранах" на Российскую Федерацию в лице Минфина РФ на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
С учетом изложенного, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены принятого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.06.2004 по делу N А04-1580/04-23/53 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 октября 2004 г. N Ф03-А04/04-1/2982
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании