Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 февраля 2005 г. N Ф03-А51/04-2/4254
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя ОАО "Д" представители - Минеева О.В. по доверенности от 18.01.2005 N ДВЭУК-71/57Д, Яковенко А.В. по доверенности от 01.01.2005 N ДВЭУК-71/1953Д, Брацун О.А. по доверенности от 18.01.2005 N ДВЭУК-71/52Д, от МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю - Жуков В.В., главный специалист по доверенности от 11.01.2005 N 10/003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю на решение от 05.07.2004, постановление от 20.09.2004 по делу N А51-3198/04 33-64 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Открытого акционерного общества "Д" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю о признании недействительным решения от 26.02.2004 N 08/51 ДСП.
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2005 года.
В судебном заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ до 09.02.2005.
Открытое акционерное общество "Д" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю (далее - Инспекция; налоговый орган) от 26.02.2004 N 08/51 ДСП.
Решением суда от 05.07.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.09.2004, требования заявителя удовлетворены, оспариваемое решение Инспекции признано недействительным, как не соответствующее статьям 39, 154 и 162 Налогового кодекса РФ.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления ОАО "Д", ссылаясь при этом на неправильное применение судом названных выше норм Налогового кодекса РФ. По мнению Инспекции, суммы, полученные организацией из бюджета в виде дотаций и направляемые на покрытие разницы в связи с применением государственных регулируемых цен за реализованные Обществом товары (работы, услуги), в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ подлежат включению в налогооблагаемую базу при исчислении налога на добавленную стоимость (далее - НДС). Налоговый орган ссылается также на абзац 5 пункта 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (с изменениями и дополнениями; далее - Методические рекомендации), содержащий аналогичный приведенному выше вывод.
Доводы Инспекции поддержаны его представителем в суде кассационной инстанции в полном объеме.
ОАО "Д" в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании против отмены принятых по делу судебных актов возражали, считая их законными и обоснованными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда первой и постановления апелляционной инстанций.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса РФ представленных налогоплательщиком 26.11.2003 дополнительных налоговых деклараций по НДС за январь, февраль, апрель, май, июнь, август, сентябрь, октябрь, декабрь 2001 года, февраль-ноябрь 2002 года и январь-июнь и сентябрь 2003 года.
По результатам проверки Инспекцией принято решение от 26.02.2004 N 08/51 ДСП о привлечении ОАО "Д" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 11280919 руб., доначислен НДС в сумме 56404597 руб. и начислены пени в сумме 2594611 руб.
Основанием для доначисления налога и привлечения к налоговой ответственности, как следует из решения Инспекции, явилось то, что Общество, в нарушение статей 153, 162 Налогового кодекса РФ, неправомерно уменьшило налогооблагаемую базу по НДС на суммы полученной компенсации из бюджета г. Владивостока, на покрытие выпадающих доходов, в связи с регулируемыми тарифами на теплоэнергию, и предъявило к возмещению из бюджета НДС в сумме 56404597 руб.
Удовлетворяя требования налогоплательщика о признании недействительным названного выше решения Инспекции, обе судебные инстанции правомерно исходили из того, что в силу статьи 39 и пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ суммы дотаций, получаемых заявителем из бюджета на покрытие расходов на производство и реализацию теплоэнергии в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не подлежат обложению НДС.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Общество, основной деятельностью которого является обеспечение электроснабжением потребителей, подключенных к сетям заявителя в соответствии с заключенными договорами, передача и распределение электрической и тепловой энергии, осуществляло отпуск тепловой энергии населению по государственным регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". При этом тарифы на тепловую и электрическую энергию потребителям Приморского края в проверяемом периоде были установлены постановлениями Региональной энергетической комиссии Приморского края от 03.03.2001 N 41, от 05.08.2002 N 31 и от 18.12.2002 N 46.
Судом также установлено, что в период с января 2001 года по сентябрь 2003 года ОАО "Д" реализовывало населению Приморского края теплоэнергию по установленным регулируемым ценам (тарифам), с учетом уровня оплаты платежей населением, определяемым в соответствии с Указом Президента РФ от 28.04.1997 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 965 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000-2001 годы", Постановлением Правительства РФ от 19.11.2001 N 804 и другими перечисленными в решении суда и постановлении апелляционной инстанции нормативными правовыми актами, согласно которым доля платежей населения на покрытие затрат на производство и реализацию теплоэнергии составила:
на 2001 год - до 01.03.2001 в размере 50% от их стоимости, с 01.03.2001 - 80% от их стоимости;
на 2002 год - в размере 90% от их стоимости;
на 2003 год - в размере 90% от их стоимости.
Покрытие остальной части расходов на производство и реализацию теплоэнергии налогоплательщик получал в виде дотаций из бюджета в соответствии с заключенным с Администрацией г. Владивостока договором от 11.01.1999 N 2500-Д; соглашениями от 11.03.2002 N 034-57/02 и от 16.02.2004, которые Общество учитывало по счету 86 "Целевое финансирование" и включало их в налогооблагаемую базу при исчислении НДС, который уплатило с этих сумм в бюджет. Данное обстоятельство не оспаривается Инспекцией.
Налоговый орган полагает, что указанные средства связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), поэтому подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
Однако доводы Инспекции основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, согласно пункту 13 статьи 40 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя их фактических цен их реализации.
Таким образом, из содержания названных норм следует, что Обществом обоснованно были исключены из налогооблагаемой базы по НДС средства, полученные в спорный период на компенсацию тарифов на теплоэнергию.
Обязанность налогоплательщика включать эти суммы в налогооблагаемую базу не вытекает и из смысла подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ, на который ссылается налоговый орган, поскольку эти средства нельзя расценивать как полученые за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Остальные доводы заявителя жалобы также являлись предметом исследования суда первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку.
Учитывая изложенное, выводы судебных инстанций о правомерности действий налогоплательщика, скорректировавшего налоговые обязательства в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ, и отсутствии оснований для привлечения Общества в связи с этим к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, доначислении НДС и пени в названных выше суммах, кассационная инстанция считает правильными, а принятые ими судебные акты - не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 05.07.2004, постановление апелляционной инстанции от 20.09.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-3198/04 33-64 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 февраля 2005 г. N Ф03-А51/04-2/4254
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании