Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 февраля 2005 г. N Ф03-А51/04-1/4410
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Фирсова С.Ю. - юрисконсульт по доверенности N ДВЭУК-71/2150Д от 31.12.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 06.09.2004, постановление от 04.11.2004 по делу N А51-7721/04 7-213 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" к Администрации г. Владивостока Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 71798,03 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2005 года.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Владивостокского отделения "Теплосбыт" филиала "Дальэнергосбыт" обратилось с иском в Арбитражный суд Приморского края к Администрации г. Владивостока Приморского края, Финансовому управлению администрации г. Владивостока, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 71798,03 руб. убытков, возникших в результате предоставления гражданам льгот по оплате тепловой энергии, установленных Федеральным Законом "О предоставлении социальных гарантий героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
Решением суда от 06.09.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.11.2004, иск удовлетворен, 71798,03 руб. взыскано в пользу ЗАО "Дальэнерго" с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Законность судебных актов проверяется в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ, который просит их отменить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение ст. 7 вышеназванного закона, предусматривающей финансирование расходов, связанных с его реализацией, за счет средств бюджетов субъектов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета, и других нормативных актов, регулирующих порядок предоставления льгот рассматриваемой категории граждан.
Приводит доводы о том, что Министерство финансов РФ выполнило свои обязательства, поскольку денежных средства, предусмотренные в Фонде компенсаций на реализацию рассматриваемого закона, распределены по субъектам РФ в полном объеме.
По его мнению, истцом в размер предъявленных ко взысканию расходов включена сумма налога на добавленную стоимость, что противоречит налоговому законодательству.
Истец в представленном отзыве и через представителя в судебном заседании доводы жалобы отклонил, просил состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене либо изменению обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судом, истцом за счет собственных средств в 2002 году предоставлялись льготы в виде стопроцентной скидки по оплате тепловой энергии и горячего теплоснабжения на сумму 71798,03 руб. Героям Советского Союза, Героям Российской Славы, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам орденов Славы и Трудовой Славы, в том числе членам их семей, проживающим совместно с ними и имеющим на это право в силу федерального закона.
Некомпенсированные истцу указанные расходы составили истребуемую сумму в соответствии со ст.ст. 16, 1069 ГК РФ как убытки, причиненные незаконным действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления.
Законом Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Славы и полных кавалеров ордена Славы" N 4301-1 от 15.01.1993 и Федеральным законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" N 5-ФЗ от 09.01.1997 установлен ряд льгот, в том числе, по содержанию жилья и коммунально-бытовым услугам для лиц, указанных в них.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ N 4301-1 расходы предприятий, связанные с его реализацией, возмещаются местными финансовыми органами за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. Порядок возмещения установлен Письмом Минфина РФ от 05.10.1993 N 112, согласно пункту 5 которого возмещение расходов предприятий, организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, производится за счет средств местных бюджетов, поскольку при формировании местных бюджетов предусматривается соответствующая дотация, учитывающая эти расходы.
Таким образом, как правомерно указал суд, возмещение указанных расходов осуществляется местными органами власти не за счет собственных средств бюджета муниципального образования, а за счет средств федерального бюджета.
Статьей 7 ФЗ "О предоставлении социальных гарантий героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" от 09.01.1997 N 5-ФЗ, постановлением Правительства РФ N 382 от 03.04.1997, Письмом Минфина РФ N 42н от 23.05.1997, установлен порядок возмещения расходов, связанных с реализацией закона, за счет средств субъектов РФ с последующей компенсацией из федерального бюджета в пределах, предусмотренных на это в федеральном бюджете на соответствующий год.
Порядок финансирования реализации рассматриваемых законов - за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на 2002 год предусмотрен постановлением Правительства РФ от 22.05.2002 N 333.
При рассмотрении спора суд правомерно исходил из вышеназванных нормативных актов с учетом норм Конституции РФ, ФЗ "О принципе разделения полномочий РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения", Бюджетного кодекса РФ, а также постановления Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах", постановления Правительства РФ "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", предусматривающих возложение на субъект РФ ответственности за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации"
Как установлено судом, в 2002 году в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.02.2002 N 333 бюджету Приморского края из федерального бюджета на исполнение названных законов поступило 28,7 тыс. руб., которые в полном объеме переданы через муниципальные образования предприятиям, оказавшим коммунальные услуги. Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета не имеется. Вместе с тем объем переданных средств не покрывает расходы предприятий по предоставлению льгот, установленных названными законами.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату постановления Правительства РФ N 333 следует читать как "22.05.2002"
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме реализацию установленных федеральным законом льгот, суд правомерно взыскал понесенные истцом расходы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует статьям 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
При этом обоснованно при установленных обстоятельствах в силу вышеназванных актов освобожден от ответственности субъект РФ, а также муниципальное образование - на основании ФЗ N 126-ФЗ от 25.09.1997 "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", ФЗ N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправомерном включении в сумму исковых требований НДС судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку согласно ФЗ "О налоге на добавленную стоимость" физические лица не являются плательщиками НДС на отпущенную электрическую энергию. При рассмотрении спора судом не установлено и заявителем жалобы не представлено доказательств, что в стоимость предъявленных к возмещению компенсационных сумм включен НДС.
Таким образом, решение и постановление суда приняты с соблюдением норм процессуального и материального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.09.2004, постановление от 04.11.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-7721/04-7-213 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 февраля 2005 г. N Ф03-А51/04-1/4410
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании